Что нужно для подготовки ребенка к школе. Как подготовить ребенка к школе в домашних условиях. Когда нужно приступать к подготовке ребенка к школе

Основной вид деятельности дошкольника - игра. Поэтому именно в игре с помощью игровых заданий и упражнений можно выстроить подготовку детей к школе.

Дидактические игры для подготовки ребенка к школе

В какие игры можно играть дома с ребёнком

Обычно, когда родители занимаются домашними делами (уборкой квартиры, приготовлением пищи, стиркой и др.), ребёнок или играет с игрушками, или смотрит телевизор. К сожалению, современное телевидение не способствует развитию ребёнка. А подчас, наоборот, может развить у него излишнюю агрессивность (например, просмотр боевиков или некоторых иностранных мультфильмов).

Замечено, что дети, которые постоянно смотрят на яркий, мелькающий экран телевизора (монитора), менее усидчивы, имеют трудности с концентрацией внимания.

Попробуйте заниматься с ребёнком даже тогда, когда кажется, что сделать это невозможно, например, когда вы готовите пищу или делаете уборку в комнате.

Если вы печёте пироги, предложите ребёнку на рассыпанной ровным слоем муке нарисовать картину, написать буквы, цифры.

Если вы готовите яичницу, предложите ребёнку мелко-мелко наломать кусочки яичной скорлупы и составить из кусочков картинку, как из мозаики.

Предложите ребёнку обвести на бумаге любой домашний предмет (например, ложку или вилку) с закрытыми глазами. Рисунок нужно заштриховать.

Игры на развитие мелкой моторики

Если вы варите макароны (рожки), предложите ребёнку сделать бусы из макарон.

Для развития мелкой моторики также предлагаем выполнять с ребёнком как можно чаще следующие упражнения:

Штриховать карандашом в различных направлениях;

Рисовать красками, карандашами;

Лепить из пластилина, глины;

Вырезать из бумаги;

Делать аппликации;

Рвать бумагу руками;

Складывать бумагу;

Складывать мозаику;

Собирать из конструктора;

Завязывать шнурки;

Вязать верёвочные узлы;

Пришивать пуговицы (предложите ребёнку раскрасить паровоз, а вместо колёс пришить пуговицы);

Вязать, вышивать.

Игры на развитие памяти ребёнка

Попросите ребёнка посмотреть и запомнить, какой была комната до уборки. Пусть ребёнок её нарисует. После уборки ребёнок должен сравнить комнату до уборки и после (найти отличия), а рисунок поможет ему в этом.

Попросите ребёнка побывать в роли наблюдателя. Он должен внимательно следить за вами в течение какого-то времени (например, 5—15 минут), а затем назвать по порядку все ваши действия.

Для развития памяти также нужно:

Пересказывать сказки, стихи, которые вы читаете ребёнку;

Рассказывать вечером, какие звуки (предметы, запахи) он слышал (видел, ощущал) за день (или за какой-то промежуток времени, например, пока ужинал);

Пересказывать события в мультфильме, которые он смотрел вчера (при этом нужно вспоминать, кто из героев что говорил, что делал);

Смотреть на любой предмет в течение 30 секунд, а затем либо нарисовать, либо словесно описать его.

Игры на развитие внимания ребенка

Посоревнуйтесь с ребёнком: вы ищете предметы, начинающиеся на букву «П» (или другую букву), на кухне, а он — в комнате.

Делая уборку в комнате или готовя пищу, можно сыграть в такую игру: вы называете любые слова (читаете стихотворение, сказку или поёте песню), а ребёнок должен хлопнуть в ладоши каждый раз, когда встретится слово, начинающееся с буквы «К» («М», «Б» и т. д.).

Для развития внимания также нужно учить ребёнка выполнять несколько дел одновременно, например: слушать и рассматривать иллюстрации, читать и слушать, слушать и рисовать.

Задания для ребёнка:

1. Рассмотри внимательно нарисованную картинку. Пока ты её будешь рассматривать, я буду читать стихотворение. Слушай внимательно.

Скачет сито по полям,

А корыто по лугам.

За лопатою метла

Вдоль по улице пошла.

Топоры-то, топоры

Так и сыплются с горы.

Испугалася коза,

Растопырила глаза:

«Что такое? Почему?

Ничего я не пойму».

1. Кто был на горке?

2. Кто был под горкой?

3. Что делала девочка в песочнице?

4. Кто качался на качелях?

5. Какое время года на картинке?

6. Какие предметы перечислены в стихотворении?

7. Кто испугался и растопырил глаза?

Чем больше ребёнок даст правильных ответов, тем лучше у него развито внимание.

2. Раскрась картинку. Пока ты будешь её раскрашивать, я буду читать тебе сказку (можно выбрать любую сказку). Слушай внимательно.

После прочтения сказки задайте ребёнку вопросы по картинке (можно попросить обосновать выбор цветов) и по сказке (как в задании 1).

1. Кто изображён на картинке?

2. Какое время суток на картинке?

3. Из чего сделан парус?

4. Кто главный герой сказки (и т. п.)?

Игры на развитие речи ребенка

Вы называете любое слово (существительное — название предмета, глагол — действие, прилагательное — признак), связанное с тем, что вы делаете в данный момент (например, если гладите бельё — утюг, включать, горячий). Ребёнок должен придумать словосочетание (горячий утюг, выключить утюг и т. п.). Желательно, чтобы он придумал не одно, а несколько словосочетаний.

Предложите ребёнку на время, пока вы заняты домашними делами, стать радиожурналистом и провести передачу «Полезные советы». В передаче могут быть рубрики: «Как сварить суп», «Как пожарить картофель», «Как погладить брюки», «Как пришить пуговицу» и др.

. «Продолжи слово». Суть игры состоит в том, что вы говорите начало слова (первый слог) на заданную тему, а ребёнок должен его продолжить. Например, слова по теме «Кухня»: ду — духовка, ча — чайник и т. д.

Для развития речи также нужно:

Чаще просить ребёнка пересказать книгу, мультфильм; рассказать, что он делал вчера, после завтрака и т. д.;

Игры на развитие мышления ребенка

. «Скажи слово наоборот». В эту игру можно играть, выполняя любую домашнюю работу: вы называете какое-нибудь слово, обозначающее предмет домашнего обихода, а ребёнок должен назвать то, что получится, если прочитать его наоборот (например: стол — лоте). Затем вы меняетесь ролями. Желательно, чтобы вначале использовались слова, состоящие из 3—4 букв: нож, лес, стул.

. «Найди предмет». Усложнённый вариант игры «Скажи слово наоборот»: произнесите слово наоборот (например: лутс). Нужно назвать исходное слово и показать предмет, который оно обозначает.

. «Что общего?» Предложите ребёнку найти связь между предметами, которые вы в данный момент используете. Например: что общего между ножом и луком (нож острый, а у лука острый запах); пылесосом и веником и т. д.

Для развития мышления также нужно:

Разгадывать ребусы;

Составлять ребусы;

Рисовать комиксы;

Составлять из предложенных слов предложения;

Составлять из геометрических фигур картинки.

Задания для ребёнка

1. Отгадай ребусы.

(Школа) (Вода)

2. Нарисуй продолжение комикса.

3. Нарисуй картинку, используя геометрические фигуры.

Игры на развитие пространственных представлений у ребенка

. «Найди предмет». Играть в эту игру можно в любом помещении (например, когда вы убираете комнату). Вы загадываете предмет. Ребёнок должен его найти, выполняя ваши команды (например: шаг вперёд, шаг влево, посмотри вниз и т. д.). Затем ребёнок загадывает предмет, а вы его находите, выполняя команды ребёнка.

. «Найди предмет по плану». Для этой игры необходимо нарисовать план комнаты, в которой вы будете играть. Один из игроков прячет в комнате предмет и указывает его каким-либо условным знаком на плане (например, ставит крестик, как на рисунке). Второй игрок должен, руководствуясь только планом комнаты, найти спрятанный предмет.

Для развития пространственных представлений также нужно:

Срисовывать буквы, цифры, картинки;

Рассматривать (рисовать) планы, схемы, карты;

Играть в игру «Морской бой».

Игры на развитие эмоциональной сферы ребенка

. «Любимое-нелюбимое». Вы называете ребёнку какое-либо действие, а ребёнок должен изобразить отношение к этому действию: если он любит это делать, изобразить радость; если не любит — грусть, печаль, огорчение; если никогда не выполнял это действие — сомнение, нерешительность (например: есть мороженое, подметать, гулять с друзьями, читать, смотреть футбол, вышивать, думать, читать, помогать родителям и т. Д.).

. «Ожившие предметы». Предложите ребёнку внимательно посмотреть на все предметы в комнате (кухне, прихожей). Пусть он представит, что предметы ожили, стали чувствовать, и скажет, кому из них лучше всех, у кого самое хорошее настроение и почему, у кого самое плохое настроение и почему.

Рассмотри лица детей и скажи, что они чувствуют.

Для развития эмоциональной сферы также нужно:

При чтении сказок, просмотре фильмов спрашивать у ребёнка, что чувствуют герои, какое у них настроение;

Чаще говорить ребёнку о собственном состоянии (например: «Я сегодня очень рада, мне хочется петь и танцевать, будто солнце у меня внутри» и т. д.).

Игры на развитие воображения ребенка

Попросите ребёнка показать (изобразить жестами, позой) различные предметы мебели.

Предложите ребёнку рассмотреть разные овощи и сказать, на что они похожи.

Предложите ребёнку перевоплотиться в какой-либо предмет, находящийся в комнате или на кухне (например, в поварёшку), и придумать рассказ про этот предмет («Я — поварёшка, живу на кухне» и т. д.).

Для развития воображения также нужно:

Соединять (мысленно или на рисунке) части разных предметов друг с другом (например, голову тигра с туловищем пингвина);

Мысленно уменьшать-увеличивать реальные размеры предметов (например, представить слона размером с мышь или кошку размером со слона и нарисовать или слепить из пластилина);

Придумывать необычные способы использования обычных предметов (например, в кубик можно играть, его можно использовать как подставку, как мяч и т. д.).

Для повышения самооценки учите ребёнка видеть свои преимущества. Говорите чаще ему о том, какой он у вас замечательный, как вы его любите. Избегайте сравнений его с другими детьми; не говорите ему, когда у него что-то не получается, что он ничего не умеет, ни на что не способен и т. д.

Одним из самых актуальных вопросов для мам и пап является подготовка детей к школе. Некоторые родители считают, что готовить детей к новому жизненному этапу не нужно, так как учебное заведение создано для того, чтобы научить их всему.

Другие же, наоборот, стараются как можно раньше записать своего малыша на подготовительные курсы или же самостоятельно занимаются с ним. Таким образом, у каждого взрослого человека есть свой ответ на данный вопрос.

Многие дети, поступившие в 1 класс, успешно справляются с задачами, возложенными на них. У части первоклассников радость школьной жизни омрачается неудачами. Причина этого заключается в плохой подготовленности к школе. Это проявляется в том, что детишки невнимательно слушают учителя, не могут спокойно сидеть во время урока и сосредоточенно выполнять задания. Постепенно они начинают терять интерес к учебе.

Успеваемость малыша во многом зависит от уровня подготовки к школе. Ребенку должно быть заранее рассказано об учебе. Он должен понимать, что в учебном заведении ему будут даваться знания, которые ему непременно пригодятся в будущем. Кроме этого, малыш должен быть приучен к четкому и строгому выполнению режима дня.

Довольно много детей, поступающих в школу, являются грамотными. Однако некоторые родители не учат своих крох чтению и письму. Такой ребенок, придя в 1 класс, может испытывать определенные неудобства. Он будет казаться «белой вороной» среди сверстников. Именно поэтому родителям стоит готовить своих деток.

Роль родителей в подготовке детей к школе

Подготовка детей к школьной жизни – задача не из легких. Огромную роль играют мама и папа. Они должны выполнять не только функцию родителей, но и учителей, и воспитателей. Принимая решение самостоятельно готовить свое чадо к школе, необходимо понимать, что нужно научить малыша не только чтению и письму. Он должен научиться логически мыслить , находить взаимосвязи между чем-либо, анализировать, делать выводы. Кроме этого, ребенок не должен быть замкнутым .

Каким образом родители могут осуществить подготовку к школе в 1 класс? Во-первых, нужно составить режим для своего малыша и в дальнейшем следить за тем, чтобы он его соблюдал: ложился спать и просыпался в одно и то же время, принимал пищу по графику, занимался и играл в определенное время.

Маме и папе стоит позаботиться о рабочем месте ребенка. Ему понадобится личный письменный столик, тетрадки, ручки, цветные карандаши, фломастеры, краски с кисточками, раскраски, альбом для рисования, книжки для чтения, пластилин и другие принадлежности. Важно, чтобы на рабочем месте не было беспорядка.

В первый год обучения родители должны проводить «уроки» для крохи, которых в день должно быть не более 2-3. Желательно, чтобы занятие длилось в течение 15-25 минут, а перерывы между ними были не менее 20 и не более 30 минут. Лучше всего проводить «уроки» утром после завтрака, ведь в большинстве школ первоклассники учатся в первую смену.

Занятия для подготовки к школе, проводимые в домашних условиях, должны включать следующие уроки:

  • чтение;
  • правописание;
  • математику;
  • изобразительное творчество;
  • иностранный язык.

Наличие навыка чтения – одно из главных условий успешной учебы в школе, поэтому в первую очередь малышу стоит выучить буквы. Это можно делать с помощью специальных кубиков, на которых изображены буквы и соответствующие картинки. Данная методика очень эффективна. Благодаря изображениям детки быстрее запоминают буквы.

Ребенку, освоившему алфавит, еще рано приступать к чтению детских книжек. Первой его книгой должна стать азбука. Родителям к ее покупке стоит подойти очень ответственно. На рынке представлен широкий ассортимент данных книг, но не все из них являются качественными. В азбуке обязательно должно быть много картинок

2. Учим писать

Письмо – одно из самых сложных процессов, которому обучается каждый человек. Не стоит маленького ребенка сразу пытаться научить писать буквы. В первую очередь он должен понять, как правильно держать ручку и как ей пользоваться.

При подготовке к школе для занятий можно приобрести прописи, в которых предлагается ребенку обводить разные контуры, фигуры, изображения. Только с 5-6-летнего возраста рекомендуется приступать к изучению написания печатных букв, а затем – прописных.

Научить ребенка считать не просто. Родители часто ошибаются, думая, что их малыш умеет это делать, так как называет цифры от 1 до 10. Умение считать и перечислять числа – совершенно разные вещи. Кроха может просто заучить названия цифр и их последовательность.

Таким образом, родители должны:

  • научить ребенка «читать» цифры, узнавать их написание;
  • дать понятие числового ряда, то есть показать малышу последовательность цифр;
  • показать крохе, что за конкретным названием цифры и ее написанием подразумевается количество каких-либо предметов.

Числа желательно изучать парами. Например, на первом занятии можно поставить цель – запомнить цифры 1 и 2, научиться их писать. На следующий день рекомендуется повторить пройденный материал и приступить к изучению новой пары чисел. После изучения цифр от 1 до 10 можно переходить к определению количества предметов. Малыша можно попросить посчитать игрушки или карандаши.

Уроки математики можно чередовать с уроками геометрии, на которых следует познакомить свое чадо с различными геометрическими фигурами.

4. Учим рисовать и лепить

При подготовке к школе задания на уроках рисования должны быть направлены на закрепление материала, пройденного на других уроках. Малышу можно купить специальные раскраски с цифрами и буквами, можно просить ребенка рисовать предметы, похожие на геометрические фигуры.

Обязательно стоит рассказать о том, как пользоваться красками, чтобы они не сливались в один непонятный цвет, и о других мелких нюансах.

Немаловажное значение играет лепка. Как правило, дети очень любят работать с пластилином. Уроки лепки положительно отражаются на развитии малышей.

5. Учим иностранный язык

Во многих школах иностранный язык начинают преподавать с 1 класса. Именно поэтому родителям стоит заранее подготовить своего малыша к нему. Изучать иностранный язык рекомендуется после того, как ребенку исполнится 5 или более лет.

Родителям можно использовать самые различные способы. В настоящее время в продаже есть множество пособий, с помощью которых ребенку будет легче познавать иностранный язык (иллюстрированные книжки, аудио- и видеодиски). В процессе просмотра обучающих фильмов на другом языке обязательно стоит повторять за героями отдельные слова, фразы. Можно вести свой собственный словарик. Пусть малыш записывает туда новые слова, наклеивает соответствующие картинки.

Примерное расписание домашних занятий при подготовке к школе

Родители должны проводить занятия с понедельника по пятницу, как это бывает в школах. Можно следовать следующему расписанию:

  1. Понедельник : чтение и правописание;
  2. Вторник : математика и рисование;
  3. Среда : чтение, иностранный язык, лепка;
  4. Четверг : математика, правописание, иностранный язык;
  5. Пятница : чтение, рисование.

Родителям не стоит забывать, что малыш должен быть подготовлен и в физическом плане. После занятий можно прогуляться с ребенком. Очень полезны будут развивающие игры для детей при подготовке к школе.

У малыша должно быть два выходных дня – суббота и воскресенье. Желательно это время проводить всей семьей на природе, устраивать пикники, посещать зоопарки или аттракционы. В зимнюю пору можно ходить на лыжную прогулку.

Мама и папа со своим ребенком должны не только учить буквы, цифры и геометрические фигуры. Родители должны расширять кругозор своего чада. Наилучший способ – беседовать с крохой «о жизни», совместно читать книжки и обсуждать события происходящие в них.

Очень важно развивать мелкую моторику ребенка. Малышу необходимы задания для подготовки к школе, которые развивают ловкость пальчиков и кистей. Благодаря этому ребенок будет быстрее развиваться в целом. Он станет более усидчивым и внимательным.

Ребенку, у которого хорошо развита память, намного проще учиться. Новый материал запоминается легко. Родители, подготавливая своего малыша к школе, должны особое внимание уделить тренировке памяти. Отлично подойдет такой способ, как заучивание детских стишков и песенок.

Очень важно, чтобы ребенок:

  • умел отстаивать свою позицию, приводить необходимые аргументы;
  • осознавал смысл обучения в школе;
  • позитивно относился к окружающему миру и к самому себе;
  • понимал смысл слова «дисциплина» и умел подчиняться правилам;
  • умел по своей инициативе работать над заданием, планировать, организовывать свои дальнейшие действия;
  • осознавал возможные последствия своих поступков.

Кому можно доверить подготовку ребенка к школе?

Не у всех родителей есть свободное время на то, чтобы заниматься с ребенком. Некоторые не знают, как это правильно делать. В таких случаях подготовку крохи лучше доверить специалистам. Есть несколько вариантов:

  1. Записать ребенка в подготовительную группу при школе;
  2. Воспользоваться услугами частного педагога;
  3. Записать малыша в детский сад;
  4. Поискать центры развития ребенка.

Подготовка детей к школе в стенах конкретного учебного заведения имеет множество плюсов.

Во-первых, ребенок знакомится с классом, в котором в дальнейшем будут проводиться занятия. Кроха, придя 1 сентября, уже не будет так сильно волноваться.

Во-вторых, будущий первоклассник познакомится с будущим преподавателем и другими детишками, с которыми он будет учиться. Он не только получит на подготовительных курсах необходимые знания, узнает обязанности и права ученика, но и научится общаться со своими сверстниками. Единственный минус данного способа подготовки – риск возникновения у ребенка переутомления.

Очень хороший вариант – воспользоваться услугами частного педагога . Специалист будет проводить индивидуальные занятия в домашних условиях. Просьбы родителей будут учитываться. Частный педагог разработает программу подготовки ребенка к школе, подберет необходимый материал. Данный способ в большинстве случаев дает очень высокий результат. Недостаток заключается лишь в том, что малыш не будет общаться со сверстниками.

Родители детишек, посещающих детский сад , могут не волноваться по поводу подготовки, ведь там их кроха получит все необходимые знания. Плюсы данного способа очевидны. Во-первых, занятия проходят в знакомой обстановке. Стрессы у ребенка исключены. Во-вторых, в детских садах преобладает игровая форма обучения. Малыши очень хорошо воспринимают информацию, которую до них доносят воспитатели.

Итак, в жизни вашей семьи наступил ответственный момент — последний год перед школой. Причем родители, как правило, больше переживают по этому поводу, чем сами дети. Школа не за горами, а ребенок еще ничего не умеет: ни читать, ни писать, стихов не знает, его интересуют только игры, мультфильмы и вообще он дольше трех минут не может посидеть на месте.

Что же делать родителям, чтобы преодолеть период поступления в школу с наименьшими потерями для семьи?

Прежде всего, необходимо успокоиться, проанализировать ситуацию и определить тактику дальнейших действий.

Определите ваши цели и (что еще более важно) порядок их достижения.

Во-первых, не забывайте, что ваше озабоченное лицо, постоянное одергивание ребенка, резкая смена жизненного ритма (еще вчера малыш мог гулять хоть весь день напролет, а сегодня ему назначают строгий режим) может озадачить ребенка и выработать у него стойкое отвращение к школьному процессу еще до начала собственно обучения.

Ни в коем случае нельзя этого допустить, ведь вам еще десять лет учиться!

Следовательно, цель номер один может быть сформулирована под общим заголовком — «не навредить»!

Во-вторых, определите «сильные» и «слабые» стороны вашего ребенка. Что в него лучше развито, а что хуже: логическое мышление, фантазия, память, слуховое восприятие, и т.д.

Цель номер два: найти «слабые стороны и подтянуть их».

В-третьих, необходимо сформировать у вашего ребенка общий положительный настрой на будущую учебу.

Итак, что вам необходимо делать, чтобы поступление в школу и дальнейшая учеба были успешными?

Не отдавайте ребенка в школу, если на момент поступления вы чувствуете, что он еще «не готов». Проще всего, не отдавать его в школу до семилетнего возраста.

Занимайтесь со своим ребенком дома, особенно, за год до школы.

Часто бывает такая ситуация. Родители с умилением на лице заявляют, что их шестилетний ребенок такой умница, что уже абсолютно готов к школе: и читает, и пишет, и рисует, и стихи рассказывает, и вообще, зачем ему слоняться еще целый год в детском саду, ему ведь будет просто скучно!

Не забывайте, ребенку редко когда бывает скучно. Особенно подвижному, гипердинамичному малышу, для которого само движение — жизнь.

Если вы считаете, что ваш ребенок уже перерос детский садик, можете дополнительно определить его в кружок или секцию «по интересам».

Шестилетний ребенок может сколь угодно хорошо быть подготовленным к школе в плане общего образования и развитого интеллекта, но не стоит упускать из виду его психофизического состояния.

Ведь школа — это дисциплина, сидение за партой продолжительное время, строгий режим уроков, общение с учителями, учениками. Готов ли к этому ваш малыш? В школе он не сможет делать только что, что ему нравится и столько, сколько ему хочется.

Это психологическая готовность к школе более важна на первом году учебы, чем все остальное.

Никакие подготовительные курсы и суперотзывчивые учителя не исчерпают проблему формирования школьной зрелости ребенка. Вашему малышу нужен индивидуальный подход, который найдут только сами родители.

С ребенком нужно заниматься дома. Не важно кому: маме, папе, бабушкам, всем вместе. Главное, это системность таких занятий и общая направленность. И не надо отнекиваться фразами «ребенка не тянет к занятиям», «он не слушается родных», «постоянно отвлекается на посторонние дела» и т.д. Все в ваших руках. Вы вполне сможете самостоятельно подготовить своего ребенкак школе или, по крайней мере, настроить его на нужный лад.

Правило первое.

Определите период наибольшей работоспособности ребенка.

Вы наверняка знаете, что у вашего малыша (как, впрочем, и у всех детей) бывают «плохие» дни и даже часы. Насильно заставить его что-либо делать в это время (например, писать или читать) трудно, а порой и вообще не возможно. Настаивать — значит понапрасну губить и его, и свои нервные клетки.

Учите ребенка самостоятельно контролировать свое настроение.

Иногда периоды наибольшей работоспособности можно вычислять. Некоторые дети, особенно успешно занимаются по утрам, перед садиком. Значит, их не стоит мучить вечерами. Другие, наоборот, встают с трудом, зато вечером активны и допоздна вполне могут писать, читать, решать примеры и т.д. Такие периоды активности можно вычислить только методом проб и ошибок. И лучше это сделать именно в предшкольный период, исходя их особенностей малыша, а не из собственных представлений о том, что лучше, а что нет.

Правило второе.

Четкий ритуал проведения занятия.

Чтобы занятия проходили успешно, чтобы у вашего ребенка в голове существовало хоть какое-то внимание и хоть какая-то внутренняя дисциплина, ему, прежде всего, необходима дисциплина внешняя.

Не относитесь к домашним занятиям как к баловству, иначе такое же отношение будет у ребенка и к обучению в школе. Никаких занятий на кухонном столе, пока мама стоит у плиты, никаких включенных телевизоров, магнитофонов, радио и т.д.

Ребенку, готовящемуся к школе необходимо постоянное место проведения ежедневных занятий. Это место должно быть организовано правильно, можно даже сказать, хрестоматийно. Стол и стул нужной высоты, свет слева (если ребенок левша, то свет справа), на столе ничего лишнего, сидя за столом, ребенок не должен смотреть в окно и желательно не стену.

Ритуал — ключевое слово при проведении занятия.

Как правило, сами занятия — рисование палочек-крючочков — не вызывают у ребенка видимых трудностей. Главная задача родителей — не давать малышу отвлекаться. Причем делать это нужно без видимого нажима, без окриков и вообще повышения голоса. Все должно быть спокойно, тактично, уверенно.

Надежда на то, что ребенок с первых же разов будет выполнять задания самостоятельно (особенно если это гипердинамичный ребенок) мала. В начале обучения с малышом придется «сидеть». Нудное рисование одних и тех же значков без контроля родителей приведет к совершеннейшему безобразию в тетради, которое, в первую очередь, будет расстраивать именно его, а также занижать его самооценку и в конечном итоге может привести к разочарованию в своей способности обучаться в целом.

Правило третье.

Отработка правильной последовательности выполнения заданий.

Многие педагоги рекомендуют начинать работу с самого сложного задания, постепенно переходя к более простым. Но такой ритм подходит далеко не всем детям, столкнувшись сразу со сложностями в самом начале работы, ребенок, образно говоря, «опустит руки» и полностью потеряет и без того невысокую сосредоточенность интерес и готовность к работе. Дети любят делать то, что у них получается и слышать слова одобрения. Трудности способны стимулировать только взрослых, сформировавшихся личностей. Поэтому начинать выполнение заданий нужно с самого легкого (с точки зрения именно вашего ребенка), с такого, которое обязательно получится. Дальше нужно переходить к более трудным заданиям, достигая максимального уровня сложности приблизительно в середине занятия. Заканчивать урок, в этом случае, вы будете также достаточно легким заданием. А в конце можно вообще повторить что-нибудь из уже пройденного материала. Таким образом, у ребенка останется ощущение успешности всего занятия в целом.

Правило четвертое.

При любых обстоятельствах исходите только из особенностей именно вашего ребенка.

Дети всегда готовы к сотрудничеству. Подготовить ребенка с нормальным интеллектом к среднестатистической общеобразовательной школе можно практически всегда, но иногда приходится весьма причудливым образом учитывать индивидуальные особенности малыша. Никогда не навешивайте ярлыков на своего ребенка. Не ломайте его психику. У него все получится.

Готовность номер один.

Учитывая все вышеперечисленные советы, не стремитесь однако напичкать малыша кучей знаний обо всем — важен не столько объем, сколько их качество. То есть родители должны не только учить ребенка читать и писать, но и развивать речь, способность различать звуки, создавать условия для развития моторики, особенно движений руки и пальцев.

Иными словами, родителям нужно:

Развивать в ребенке способность слушать;

Учить пониманию прочитанного;

Развивать умение пересказывать; проводить зрительное сопоставление;

Решать с ним простые задачи;

Вместе с ребенком анализировать, сравнивать слова.

Все это необходимо для того, чтобы будущий школьник на момент поступления в первый класс умел:

Слушать взрослого и воспринимать его указания, руководствуясь ими во время занятий;

Осознавать необходимость спрашивать, если задание ему не понятно;

Оценивать свою работу;

Владеть понятиями «больше», «меньше», «одинаково», «столько же», «короткий», «длинный», «старше», «младше»;

Сравнивать самые простые предметы.

При поступлении в школу вашему ребенку могут устроить проверку.

Помните, что вы привели ребенка в школу для того, чтобы его там учили, то есть он вовсе не обязан знать ответы на все вопросы, уметь читать, писать, и т.д. Главное, это психологическая готовность, чтобы ребенок не смущался, отвечал на вопросы, ответы на которые ему известны, проявил общую осведомленность о том как его зовут, где он живет, чем занимаются родители.

Готовить ребенка к предстоящему собеседованию нужно обязательно. Дома это удобнее всего сделать в форме игры.

Для проверки словесно-логического мышления придумайте некую тему и попросите ребенка рассказать все, что он думает по этому поводу, вы можете его спросить, например, какие виды спорта он знает, зачем людям транспорт, какого человека называют добрым, и т.д.

Чтобы развить внимательность и остроту восприятия на слух, произнесите некое предложение и попросите ребенка повторить его. Посмотрите, насколько точно это ему удастся, предложения могут быть самые разные, например такое: «С утра шел дождь, но после обеда выглянуло солнышко и стало тепло».

Проверить словарный запас ребенка можно так. Спрашивайте по очереди о каком-нибудь слове (тематика должна быть самой разной) и посмотрите, насколько полным и обстоятельным будет ответ ребенка. Важно, чтобы он не только смог объяснить значение слова, но и делал это не только с помощью практических действий, жестов, рисования, но и словесно описывая как можно более полно.

Это напоминает любимую многими игру «корова» или «крокодил» с той лишь разницей, что здесь слова можно и нужно объяснять с помощью других слов.

Примерный набор слов такой: «машина, письмо, ручка, кожа, ехать, зонт, разрезать, острый».

Проверьте, насколько хорошо ваш малыш «чувствует» слова, пусть он объяснит какое из приведенных слов длиннее, какое короче и почему. Слова могут быть самые разные: мяч и мячик, земля и червячок, кит и кот.

Еще одна очень полезная игра. Взрослый начинает ее произнеся: «Мы собираемся в гости к бабушке и берем с собой яблоки». Ребенок повторяет сказанное и добавляет еще что-нибудь: «Мы собираемся в гости к бабушке и берем с собой яблоки и бананы». И так далее. На каком-то этапе вы можете специально допустить ошибку в перечислении и посмотреть, заметит ли это ваш малыш.

В школе придется воспринимать информацию на слух. Произнесите не спеша десять разноплановых слов, например: трава, пять, рука, солнце, платье, карандаш, телефон, нос, чашка, дом. Пусть ребенок повторит слова, которые запомнил, норма — 6 слов.

Не забывайте о зрительной памяти. На листке бумаги начертите двенадцать квадратов размером 3×3 и в каждом из них нарисуйте что-нибудь, например, солнышко, букву, дом, машину. Рисунки не повторяйте. Пусть ребенок внимательно рассмотрит рисунки в течение 30 секунд. Затем переверните листок и попросите малыша перечислить картинки, которые он запомнил (нормальный уровень — 8 картинок).

Определите самооценку будущего школьника. Это важный фактор успешной учебы, ведь знания вашего ребенка каждый день будут оценивать и нужно, чтобы он правильно реагировал как на похвалу, так и на нарекания со стороны учителя.

Пусть на каждое из десяти предложенных слов-характеристик о себе ребенок даст положительный или отрицательный ответ, например: хороший, добрый, умный, вежливый, трудолюбивый, и т.д. средний уровень самооценки 4-7 баллов.

Не спешите расстраиваться, если показатели вашего ребенка не очень высоки. Главное помните, что и подготовительные курсы, и предстоящее собеседование в школе, и домашняя репетиция — это всего лишь сбор необходимой информации, которая поможет разобраться в слабых и сильных сторонах будущего ученика, который даст пищу для размышлений родителям и учителям.

С приближением дня знаний, родители нередко задаются вопросом: как подготовить ребенка к школе, чтобы любимое чадо легко и быстро адаптировалось к школьной жизни, без затруднений усваивало учебную нагрузку и не отставало от сверстников? Готовить ребенка к школе необходимо заранее, то есть не за месяц, неделю или считанные дни, до начала учебного процесса. Если родители в энтузиазме и спешке опомнились только в августе, не стоит ждать от малыша отличительных результатов. Грамотные советы и рекомендации практических психологов окажутся актуальными для родителей будущих первоклашек и помогут подготовить малыша к новому учебному году.

Итак, как подготовить ребенка к школе в домашних условиях?

Августовская подготовка. Август – достаточно поздний срок. Что за месяц малыш может усвоить? За этот период он успеет лишь осознать важность самого процесса, необходимого для приобретения дальнейшего жизненного опыта. Если родители не проводили бесед с ребенком касающихся школы, стресса и длительной адаптации к новым условиям жизни не миновать. Привить навыки к чтению, обучить чадо счету, тоже вряд ли удастся. Это процесс не одного дня, который требует волевых усилий, осознанности и целеустремленности.

Летний период.

Если ребенок ходил в детский сад или посещал центр раннего развития, вы прислушивались к рекомендациям воспитателей и прилежно их исполняли, в таком случае, вполне реально подготовить малыша к школе по скайпу за три месяца. Чтобы добиться положительных результатов, необходимо правильно распределить нагрузку, ежедневно заниматься с ребенком, составить распорядок дня, выделить время для обучения, отдыха, активных, развивающих и подвижных игр. Заводите беседы о школе, чтобы на момент поступления в первый класс он имел представление о системе образования. Мотивируйте на успех, расскажите о том, что его вскоре ожидает.

На протяжении года. За год ребенка вполне успешно можно подтянуть и настроить на дальнейшую продуктивную учебу. Кроме того, за этот период к школе малыша могут подготовить как родители в домашних условиях, так и воспитатели в саду.

Подготовка к школе с 4-х лет. Готовить ребенка к школе с раннего возраста рекомендуют и педиатры, и детские психологи. К этому возрасту у малыша уже сформировано самосознание, интенсивно пополняется словарный запас, выстраивается грамматический строй речи, появляются развернутые обобщения – рассказы, монологи. Дошкольный возраст – самый благоприятный период для развития памяти и мышления. Эмоциональная жизнь к четырем годам становится постоянной и уравновешенной. В отличие от раннего детства, жизнь дошкольника весьма разнообразна. Малыш включается в системы социальной среды, у него появляются новые виды деятельности, и вместе с ними новые мотивы – соревнований, соперничества, достижения успехов, мотивы, связанные с усвоением и закреплением моральных норм. Дошкольники имеют четкое представление об успехах и поражениях. К этому времени дошкольник успел сформироваться как личность. В игровой форме он уже может читать, рисовать, писать. Начинается возраст почемучки, малыш проявляет ко всему интерес и стремится к познанию внешнего мира. Не стоит подавлять эту инициативу, пусть дитя впитывает в себя всю полезную и значимую информацию. Очень важно не упустить этот момент и воспользоваться им для привития ценностных ориентаций и социально значимых навыков.

Задавая вопрос специалистам, когда лучше готовить ребенка к школе, психологи однозначно скажут, что познавательные занятия стоит начинать с 4-х летнего возраста. В таком случае, поход в первый класс не доставит излишних хлопот и не отразится негативно на детской самооценке. Разумеется, вышесказанное касается детей, которые не имеют существенных отклонений и задержек психического развития.

С чего начать подготовку к школе?

Чтение .

  • Чем быстрее ребенок познакомится с буквами, научится читать по слогам и распознавать звуки, тем успешнее сложится процесс.
  • С малых лет читайте малышу сказки, рассказы
  • Прочитанный текст обсуждайте, задавайте вопросы, пусть чадо учится пересказывать
  • Возьмите за правило, каждый день разучивайте по одной букве. Существует множество наглядных пособий, азбука на магнитах, в картинках, книги, которые позволят обучения сделать увлекательным и продуктивным.
  • Пусть ребенок проговаривает вслух выученную букву и находит ее в тексте.
  • Игра в ассоциации поспособствует быстрому запоминанию. Пусть кроха выстраивает ассоциативный ряд, проводит аналогии, с чем у него ассоциируется та или иная буква.

Правописание

Правописание тесно связано с чтением. Здесь вы сможете закрепить знания и выполнить упражнения с буквами, которые успели выучить.

  • Пусть малыш учится писать печатными буквами
  • Для обучения письму используйте тетради в косую линейку.
  • Подайте ребенку пример, напишите на начальной строке буквы, чтобы по вашему образцу он смог самостоятельно проделать упражнение. Если у малыша не получается, не вините и не ругайте за оплошность, в доброжелательной форме укажите на недочеты и проделайте упражнение снова. Прописывая буквы, обращайте внимание малыша на аккуратность и внимательность.

Занятия математики

Для поступления в начальное звено уроки математики по скайпу крайне необходимы.

  • Чтобы обучить чадо счету, целесообразно приобрести наглядные дидактические материалы. Таковыми могут быть пирамидки с числовым рядом и счетами, деревянные игрушки, изображающие животных и цифры, палочки для счета.
  • Считайте игрушки, конфеты, фрукты, пальчики на ногах, руках.
  • Каждое новое занятие разучивайте по паре чисел. Очень важно, чтобы ребенок запомнил их и научился писать.
  • Геометрические фигуры, понятие формы и величины можно выучить с помощью деревянных рамок-вкладышей, или же при помощи фигурок печенья.

Не стоит ограничивать чадо в творчестве, лепка, рисование, конструирование – великолепно развивают мелкую моторику, подготавливают руку к письму и способствуют развитию высших познавательных процессов.

Также родителей будущих первоклашек волнует вопрос психологического здоровья малыша. Как психологически подготовить его к походу в первый класс, чтобы он не ощущал внутренней скованности и чувствовал себя уверенным? Чтобы ребенок не забивался по углам, взаимодействовал с другими учениками, вливался в учебный процесс и контактировал с педагогами, важно чтобы он умел: общаться, осознавал смысл обучения в школе, словесно отстаивал свою позицию, планировал деятельность и намечал цели, осознавал последствия своего поведения, имел четкие представления о дисциплине и внутреннем уставе школы. Кроме того, важно чтобы первоклассник имел благоприятный психологический настрой и объективную самооценку.

Родителям на заметку!!! Подготовка к школе не должна ограничиваться чтением, письмом и счетом. До похода в первый класс с ребенком должен быть родительский диалог, беседуйте с ним о том, как следует вести себя с взрослыми и сверстниками, вырабатывайте у него чувство ответственности, самостоятельности, говорите на тему дисциплины. Если заметили в поведении чада признаки негативизма, сокрытия, безосновательную агрессию, незамедлительно проконсультируйтесь с детским психологом, чтобы не запустить проблему и не спровоцировать большее отчуждение.

Родителям малышей, которые посещают детский сад, не нужно волноваться о подготовке ребенка к школе. Этим занимаются воспитатели и специально подготовленные специалисты. А что делать взрослым, чьи детки не посещают дошкольных учреждений? Можно ли самостоятельно подготовить кроху к школьной жизни, и как это правильно сделать?

Когда нужно приступать к подготовке ребенка к школе?

Неопытные родители полагают, что если кроха пойдет в школу в 6 лет, то достаточно позаниматься с ним лет с пяти, и за год ребенок освоит, так сказать, курс молодого бойца. На самом деле это явное заблуждение.

Психологи утверждают, что самый благоприятный возраст для начала подготовки к школе это 3,5-4 года.

Уже к 3-м годам ваш любимый человечек сформировался как личность. Маленький почемучка с огромным интересом познает окружающий мир, а вопросы сыплются из него, как из рога изобилия. Надо пользоваться моментом, и просто направить его любопытство в нужное русло .

К трем годам у ребенка проявляется пространственное и логическое мышление, активизируется память. Он не только хочет получить ответы на свои вопросы, но и запомнить их. Поэтому не сердитесь на малыша, если он по нескольку раз спрашивает об одном и том же.

Что нужно для подготовки ребенка к школе?

Занятия с ребенком ни в коем случае не должны носить эпизодический характер. Составьте для себя четкий план, похожий на школьное расписание. Разбейте всю информацию, которую вы должны донести до крохи на отдельные темы.

При этом учтите, что, пока малыш не достигнет возраста 4,5-5 лет, один урок не должен превышать пятнадцати минут. Раскрытие одной темы должно укладываться в этот промежуток времени.

После каждого урока делайте перерыв на 15-20 минут. Чтобы кроха не уставала и не теряла интерес к обучению, проводите не больше 3-х занятий в день. Не ругайте ребенка, если у него что-то не получается. Заниматься с ним нужно спокойно и терпеливо.

Оборудуйте удобное место для занятий, выделите ему полочку в шкафу, где ваше чадо будет хранить все учебные принадлежности. С первых дней приучайте его содержать свое рабочее место в порядке, не раскидывать по столу ручки, тетрадки или книжки.

Порой не так сложно привить навыки чистописания или умение считать, как приучить ребенка к усидчивости и соблюдению распорядка дня, который ожидает его в школе.

Какие занятия необходимы для подготовки к школе?

В подготовку малыша входят такие занятия, как:

  • чтение;
  • чистописание;
  • математика;
  • творческие занятия (лепка, рисование, аппликация);
  • один из иностранных языков.

Чтение

Этот предмет стоит на первом месте. Чем быстрее кроха освоит буквы и научится складывать их сначала в слоги, а затем в слова, тем быстрее пойдет весь процесс получения новых знаний. Идти надо от простого к сложному. Любое слово состоит из букв, поэтому первоначальная задача родителей — выучить с ребенком алфавит.

Найдите в интернете или в детских книжках стихи про буквы. Слушая описание каждой буковки в стихотворной форме, кроха быстрее их запомнит. Кроме того, будет стараться повторять отдельные фразы из стиха.

Вот неплохие стихи Бориса Заходера:

Всем известна буква А,
Буква очень славная.
Да, к тому же, буква А
В алфавите главная.

Вот пример четверостишия другого автора:

Б похожа на трубу,
Что гудит «Бу-бу, бу-бу»,
И немного на утюг,
Говорит мой лучший друг.

Согласитесь, что в такой форме учить буквы маленькому любознательному человечку будет очень интересно.

После того, как малыш освоит буквы, покажите ему, как из них складываются слоги. Называйте согласные буквы так, как произносится звук, то есть не «мэ» или «бэ», а «м» и «б». Иначе слово мама, сложенное из букв, кроха может произносить мэа-мэа.

Приобретите в книжном магазине великолепный красочный плакат с алфавитом. Повесьте его над рабочим столом малыша. Когда взгляд ребенка наталкивается на изображение, у него активизируется пассивная память. Разглядывая знакомые буквы, он будет лучше их запоминать.

Чтобы обучение складыванию слогов не затянулось надолго, купите малышу магнитную азбуку. Деткам нравится перемещать по доске красочные буквы. Ваша задача — помочь крохе выбрать из них те, которые нужны для складывания того или иного слога или слова. Обратите процесс разучивания алфавита и обучения чтению в завлекательную игру .

Сегодня в продаже имеется огромное количество красочного материала по чтению. Это могут быть кубики, карточки или пазлы с отдельными буквами или слогами. Поищите картинки, на которых наглядно показано, как буквы соединяются в слоги. Подобной информации много в интернете, в детских книжках и красочных дидактических материалах.

Обучение чистописанию

В возрасте 3,5-4 лет малыш еще не совсем уверенно держит в руках карандаш или ручку. Поэтому ожидать, что ребенок быстро научится хорошо писать не стоит. В этом возрасте ему подвластны лишь палочки и небольшие крючочки. Давая крохе несложные задания, загляните в школьные прописи. Даже первоклашки не начинают сразу писать буквы. Обучать малыша писать буквы лучше с пяти лет . При этом начинать нужно с печатных букв.

Не нужно сразу требовать от малыша хороших результатов. Задатки к обучению тому или иному предмету разные у всех детей. Если у ребенка хромает мелкая моторика, научить его красиво писать будет сложно. Сначала нужно показать малышу, как правильно держать ручку.

На почерк может оказывать влияние и поза, в которой кроха корпит над своим заданием. Следите за правильной осанкой ребенка, когда он занимается чистописанием. Спина у него должна быть выпрямлена, а стол — на уровне груди. Локти малыша должны лежать на столе.

Обратите внимание на расположение тетради на столе. Она должна размещаться чуть под углом, а нижний левый угол — лежать по центру груди ребенка.

Изучаем математику

К моменту поступления в школу будущий первоклашка должен уметь бегло считать до 10 туда и обратно, складывать и вычитать в пределах этих чисел.

С чего же начать обучение крохи?

  • Сначала малыш должен усвоить такие количественные понятия , как меньше, больше, равно. Научите его сравнивать между собой 2 группы предметов. К примеру, разложите на столе разное количество машинок и кубиков. Кроха должна разобраться, каких предметов больше, а каких меньше и что нужно сделать, чтобы их стало поровну. Таким образом, ребенок познакомится с такими терминами, как прибавить и отнять.
  • Кроме этого, он должен научиться оперировать такими понятиями, как близко — далеко, высоко — низко . Еще до знакомства с цифрами малышу нужно рассказать о геометрических фигурах, научить отличать круг от овала, квадрат от прямоугольника или треугольника.
  • На следующем этапе с помощью мелких игрушек, карандашей или счетных палочек с ребенком изучают цифры . Возьмите один кубик и покажите маленькому ученику цифру 1. Затем добавьте еще кубик и познакомьте малыша с цифрой 2.

При этом не стоит перегружать ребенка информацией. За один день достаточно ознакомления с двумя цифрами.

Когда малыш запомнит, как выглядят все цифры, и будет знать, что рядом с цифрой 3 нужно положить 3 палочки, а с цифрой 5 — ровно 5 палочек, можно переходить к обучению крохи сложению и вычитанию.

Любые занятия нужно проводить в игровой форме. Чтобы заниматься математикой, не совсем обязательно усаживать кроху за стол. Считать можно все что угодно — деревья на улице, машины на стоянке, детишек на детской площадке. Первое, что начинают считать малыши, так это пальчики на руке. Главное, не перегружать ребенка большим объемом информации . К примеру, если вы куда-либо идете, не надо заставлять его пересчитывать все предметы, которые попадаются на пути. Достаточно услышать от малыша 2-3 ответа и перейти к другой теме, например, вспомнить любой стишок.

Изучая новый материал, не забывайте повторять с малышом то, что он выучил раньше.

Занимаемся изобразительным творчеством

На уроках творчества можно закреплять пройденный по другим предметам материал. Купите малышу раскраски с буквами и цифрами, учите его рисовать геометрические фигуры. Помогите крохе научиться пользоваться линейкой, чтобы чертить прямые линии.

Когда ребенок рисует, обращайте его внимание на то, что солнышко похоже на круг, а крыша домика — на треугольник. Учите его раскрашивать рисунки аккуратно, чтобы краска не заходила за контур рисунка. Между делом объясняйте малышу, что небо синее, а трава зеленая.

Не нужно заставлять маленького художника рисовать то, чего хотите вы. Дайте ребенку проявить свою фантазию, пусть он выражает свои чувства и эмоции через свои рисунки.

Изучаем иностранный язык

Если вы решили научить своего ребенка иностранному языку еще до школы, начинайте изучение с красочной азбуки с картинками. Не стоит расстраиваться, если вы сами не знаете один из иностранных языков в совершенстве. Для малыша, который пойдет в обычную школу, без углубленного изучения английского, французского или другого языка, достаточно хорошо знать алфавит и иметь небольшой словарный запас.

Выучите с ребенком несколько коротких стихов и повторяйте их на прогулке или во время домашних игр. Следите за произношением малыша. Если он привыкнет говорить иностранные слова неправильно, переучивать его в школе будет сложно.

Самостоятельно подготавливая своего малыша к школе, наберитесь терпения. Не ругайте маленького ученика, если у него что-то не получается. Если малыш устал и невнимателен на занятиях, отложите урок. Обучение должно доставлять ребенку радость, в противном случае можно надолго отбить у него охоту к учебе, что скажется на его знаниях в школе.