Жили же люди: Почему «традиционный» брак — это миф. «После шока я все же поняла, что таких мужчин, как Андрей, надо ценить»

Трудно представить себе современное общество, в котором все эти формы брака считались бы нормальными и были официально разрешены. Тем не менее, многие из них до сих встречаются, причём не только в глухих районах стран «третьего мира»!

1. Полиандрия

Полиандрия - одна из форм полигамии. Суть этой формы брака заключается в том, что одна женщина может одновременно состоять в союзе с несколькими мужчинами. В наше время полиандрия встречается только в изолированных деревушках, находящихся на Тибетском нагорье.

2. Левират


Некоторые формы брака подразумевают союз не двух людей, а целых семей, причём он должен продолжаться даже в случае смерти кого-то из супругов. При левирате мужчина обязан жениться на овдовевшей супруге своего покойного брата. Достаточно часто дети, рождённые в таком союзе, считаются сыновьями либо дочерями первого (ранее умершего) мужа женщины. Левиратные браки встречаются в племенных общинах Южной Америки, Африки, Индии, Австралии.

3. Сорорат


Противоположность левирата - сороратные браки. Такие нетипичные свадьбы практикуются в общинах туземцев Северной Америки и Индии. В сороратном союзе овдовевший мужчина обязан взять в жёны сестру своей покойной супруги. В отдельных культурах сорорат разрешён и в тех случаях, если первая жена оказывается бесплодной. Тогда дети, которых рождает вторая жена, принадлежат первой супруге.

4. Временный брак


Временные брачные союзы (или «браки для удовольствия») популярны в исламском мире, особенно в Иране. Мужчина и женщина заключают их по взаимной договорённости на конкретный период. Причём необходимо соблюдать ряд условий, например, с кем заключается временный брак и для какой цели - взаимопомощь, секс и т. п.

5. Посмертный брак


В некоторых регионах разрешено жениться или выходить замуж за умерших людей (или соединять узами брака двух покойников). Например, во многих странах младшие сыновья в семье могут жениться лишь после своих старших братьев. Если же старший брат умирает холостым, его женят посмертно, спасая младшего от одиночества на всю жизнь.

6. Сложный брак


В XIX столетии американец Джон Хамфри Нойес основал утопическую общину, названную «Онейда». Нойес утверждал, что в Библии отсутствуют упоминания о существовании в Раю традиционных браков. Поэтому он призывал своих последователей практиковать «сложный брак». Подразумевалось, что все члены «Онейды» являлись жёнами и мужьями друг друга.

Моногамию и ревность Нойес называл греховными и идолопоклонническими проявлениями. Более того, члены общины наказывали всех людей, предпочитавших моногамные отношения.

7. Девадаси


В южной Индии молодых девушек нередко выдавали замуж за какое-то божество или храм! Само слово «девадаси» в переводе означает «служанка бога».

Судьба некоторых девушек решалась ещё до их рождения. Девадаси должны были следить за своей внешностью, быть красивыми, трудолюбивыми и образованными. Каждый день, утром и вечером они танцевали и пели, прославляя своего бога. Храмы, при которых жили девадаси, содержались в основном на пожертвования зрителей.

8. Детский брак


В Средневековье такого понятия как «детство» вообще не существовало. Детей начинали считать полноправными членами общества примерно в 6 лет. Возраст совершеннолетия был увеличен в 2,5–3 раза намного позже.

Только в XVI веке была создана концепция детства как отдельного этапа жизни человека, продолжавшегося от рождения до взросления. Однако женить и выдавать замуж 7-летних детей перестали ещё лет через двести.

9. Тунчи


Принятие гомосексуализма в Поднебесной остаётся крайне низким. Из-за этого большинство мужчин-геев вынуждены решать свою проблему, заключая браки с гетеросексуальными женщинами.

По словам авторитетного китайского сексолога, к этому способу прибегают 90% гомосексуалистов в стране. Брак между мужчиной-геем и женщиной традиционной ориентации здесь называют «тунчи». Хуже всего, что женщины до замужества в основном даже не подозревают об ориентации своего партнёра. Но после начала совместной жизни их ждёт неприятный сюрприз.

10. Брак с духами


Численность народа бауле, живущего в Западной Африке (преимущественно в Кот-д’Ивуаре), достигает 1,5 миллионов человек. Его представители верят, что задолго до рождения каждому человеку приходится вступать в браки с духами. Словосочетание «блоло биан» с языка бауле переводится как «мужчина из другого мира», словосочетание «блоло бла» - как «женщина из другого мира».

В семейных ссорах между земными парами бауле часто винят духов-супругов, ревнующих или чувствующих себя несчастными. Духовные наставники в таких случаях советуют вырезать из дерева небольшую фигурку блоло биан или блоло бла, покрыть её маслом, одеть, украсить и принести в храм. Считается, что это успокаивает духов-супругов и позволяет установить в земной семье мир.

11. Традиционные однополые браки


Однополые браки в прошлом практиковались повсеместно и считались совершенно нормальным явлением.

Например, император Нерон вступил в брак с собственным евнухом, устроив масштабное свадебное торжество. В своих произведениях неоднократно упоминали об однополых союзах и поэты Марк Марциал и Децим Ювенал. Первый относился к гомосексуальным бракам с пренебрежением, второй же считал их «мимолётным любовным романом».

Практиковали однополые браки и американские индейцы (у них вообще существовало убеждение о существовании людей третьего пола, называемого «бердаши»). А представители племени мохоки, жившие на территории современной Канады, видели в гомосексуальных мужчинах прекрасных партнёров - «исключительно старательных и трудолюбивых жён». Правда, с ними было трудно развестись, ведь жёны-мужчины могли постоять за себя и даже избить своего благоверного.

12. «Бостонские браки»


В Соединённых Штатах в XIX столетии практиковались так называемые «бостонские браки»: две женщины жили вместе, будучи полностью независимыми от сильного пола. Многие люди видели смысл такого сожительства, прежде всего, во взаимной поддержке. В то же время другие считали «бостонские браки» лишь инструментом для скрытия от общества гомосексуальных отношений.

александра савина

мы всё время слышим о том, что традиционный брак рушится, а гомосексуальные и полиаморные отношения ломают институт семьи и его многовековую традицию. Проблема в том, что никакого «традиционного брака» не существует: брак в разные времена и у разных народов зависел от культурных установок и условий жизни, да и включал в себя довольно широкий набор возможностей.

Что говорить, если где-то для брака не обязательно было оставаться живым. Например, в Китае до сих пор существует традиция посмертного брака: раньше церемонии проводили для двух мертвецов, чтобы люди не оставались одинокими в загробной жизни, а со временем появилась практика женить живого человека и мертвеца. Даже привычный гетеросексуальный брак в реальности был далеко не таким, как мы его себе представляем. Разбираемся в мифах, которые окружают семейные отношения, брачный стандарт и правила хорошего супружеского тона.


Любовь ни при чём

Мы привыкли считать любовь единственной (или по крайней мере единственной социально одобряемой) причиной для вступления в брак, но так было далеко не всегда. Конечно, романтическая любовь существовала во все времена, но очень часто считалось, что она несовместима с браком: в сам брак вкладывали слишком много смыслов и функций, чтобы двое влюблённых могли принимать решение самостоятельно.

«Чем больше я изучаю брак, тем больше я убеждена, что он не имел ничего общего с отношениями между мужчиной и женщиной. Брак придумали, чтобы иметь возможность заполучить новых родственников», - говорит Стефани Кунц, исследовательница и автор нескольких книг об истории семьи и брака. Браки действительно преследовали самые разные цели: они были нужны, чтобы заключать стратегические союзы и перемирия, поддерживать благосостояние семьи, получать землю и другую собственность - любовь могла возникнуть и в браке, но она была не причиной, а скорее следствием. Вспомните Антония и Клеопатру, которых считают одной из величайших любовных историй прошлого - их брак был важен ещё и со стратегической точки зрения. По прозаичным причинам часто женились и представители более бедных слоёв населения, например, чтобы в семье стало больше рабочих рук. На Руси в допетровскую эпоху браки были в основном договорными: о браке договаривались родственники - чаще всего родители пары, иногда родители невесты и жених. По словам исследовательницы Натальи Пушкарёвой, даже в семнадцатом веке девушкам не разрешалось самостоятельно знакомиться и договариваться о браке. Не последнюю роль играли и экономические причины - к мезальянсам относились негативно.

О браке на Руси договаривались родственники - чаще всего родители пары, иногда родители невесты и жених

Брак по любви, каким мы привыкли его воспринимать, начал появляться только к концу восемнадцатого века. Например, в Великобритании любовь стала основой для брака во времена королевы Виктории - с ростом влияния среднего класса традиционные социально-экономические причины для брака стали уходить на второй план.

При этом женщина в браке оказывалась в более уязвимом положении, так как экономически и юридически зависела от мужа: и если мужчина мог просто жениться по любви, то женщине надо было не только полюбить избранника, но и найти того, кто сможет её обеспечивать. Например, до середины девятнадцатого века американки не могли владеть собственностью: даже если женщина работала, её доходы целиком принадлежали мужу, который, в свою очередь, был обязан её содержать.

По мнению всё той же Стефани Кунц, любовь сделала брак более приятным и комфортным - но одновременно с этим сделала институт брака менее устойчивым, потому что в нём оказались замешаны человеческие чувства.


Моногамия - не единственный вариант

Ещё один из принципов брака, который мы считаем нерушимым, - моногамия. В реальности всё сложнее. Многожёнство, например, самая часто упоминаемая форма брака в Пятикнижии - первых пяти книгах Библии. Полигиния встречалась в Древнем Египте, Месопотамии, Иране, Индии и не только. Правда, важно учитывать, что содержать нескольких жён с детьми себе мог позволить далеко не каждый. В других странах могли быть более сложные модели. Например, в Греции был разрешён только моногамный брак, так как законнорождённым считался только ребёнок, появившийся на свет в браке, - правда, это не мешало мужчинам заниматься сексом и вступать в связи с рабынями. Аналогичным образом обстояли дела в Древнем Риме.

Существуют понятия левирата (обычай, по которому вдова после смерти мужа должна вступить в брак с его ближайшими родственниками) и сорората (более редкий обычай, по которому вдовец вступает в брак с сёстрами покойной жены).

В Гималаях несколько братьев традиционно женились на одной невесте, чтобы сохранить за собой свою землю

Этим традициям можно найти исторические и культурные объяснения: например, традиция жениться на вдовах означала , что о детях, оставшихся без отца, будет кому позаботиться; ситуация, когда вдовец женится на сестре жены, могла помочь, если мужчина - последний в своём роду и у него нет потомства.

Многомужество, или полиандрия, распространено меньше, но тоже встречалось . Например, в индуистских и буддистских общинах в Гималаях несколько братьев традиционно женились на одной невесте, чтобы сохранять за собой свою землю, - этот обычай даже сохранился до двадцатого века, но постепенно сошёл на нет.

О том, что многожёнство встречается и сейчас, все и так знают - оно распространено, например, в мусульманских обществах и среди мормонов, а также законно в ЮАР при соблюдении определённых условий - у нынешнего президента страны Джейкоба Зумы четыре жены, а всего он был женат шесть раз. Где-то, как в Чечне или Мьянме, многожёнство не разрешено, но за исполнением закона следят нестрого.

Однополые браки существовали и раньше

Один из самых частых аргументов противников однополых браков - то, что они якобы «противоестественны». На самом деле однополые союзы существовали на протяжении истории в разных культурах. Чаще всего в этих случаях вспоминают Древнюю Грецию и Рим - известно, что римский император Нерон дважды публично вступал в брак с мужчиной (правда, здесь стоит оговориться: своего второго мужа - юношу по имени Спор - он попытался сделать своей «женой» и даже кастрировал его). Кроме того, гомосексуальные отношения не осуждались в Древнем Китае, Египте и Месопотамии.

У коренных американцев существовало понятие «людей с двумя душами», или бердашей, - говоря современным языком, их можно назвать трансгендерными людьми. Бердаши вступали в отношения с людьми обоих полов - хотя к ним сложно применять современные представления о сексуальности и гендерной идентичности.

Ещё один пример, который любят приводить, рассуждая об однополых браках, - существовавший в некоторых христианских традициях обряд адельфопоэзиса (буквально «братотворение», то есть побратимство), когда двое мужчин объединялись в духовный платонический союз - и это несмотря на то, что христианская церковь традиционно осуждала однополые союзы.


Отношения можно было не регистрировать

Считается, что в современном мире брак помогает в первую очередь в решении юридических вопросов: если для отношений не важно, жената пара или нет, то с юридическими вопросами вроде упрощённого получения гражданства может помочь только официальная регистрация. Тем не менее брак долго не был юридической конструкцией: хотя государство и церковь в разных странах пытались взять семейную жизнь под свой контроль, люди долгое время не оформляли свои отношения. Даже в двенадцатом веке в Великобритании для того, чтобы пожениться, паре не нужны были церемония, священник или свидетели - жениху и невесте достаточно было обменяться клятвами. Официальная церемония и священник появились на несколько веков позже.

Исследовательница Наталья Пушкарёва отмечает, что на Руси брак считался в первую очередь гражданской сделкой, которую просто благословляет церковь. Отсюда и другая иерархия церемоний: венчание без свадьбы не считалось общественно признанным, зато свадебный пир без венчания был верным признаком начала семейной жизни.

В США неформальное отношение к браку сохранялось даже в девятнадцатом веке: власти штатов уважали право пар на частную жизнь - считалось , что если мужчина и женщина живут вместе, то они наверняка женаты. Так что популярность в наше время - в некотором смысле возврат к традициям.

Не раз и не навсегда

Мы привыкли считать развод современным изобретением, но это не так: желание людей расстаться друг с другом существует так же долго, как и сама любовь. И даже там, где разводы были запрещены или жёстко порицались, люди не желавшие оставаться в отношениях, находили лазейку. Самый яркий пример - Генрих VIII, личную жизнь которого описывают фразой-мнемоником «развёлся - казнил - умерла, развёлся - казнил - пережила». Генриху дважды удалось добиться аннуляции брака, а его действия считают одной из причин перехода Англии от католичества к протестанству.

И в Великобритании, и в США разводы стали доступны в девятнадцатом веке. Правда, для того чтобы развестись, нужны были веские причины вроде жестокого обращения или измены, которые ещё нужно было доказать; кроме того, в Великобритании позволить себе развод мог далеко не каждый .

Обряд адельфопоэзиса, буквально «братотворения», то есть побратимства, предполагал, что двое мужчин объединялись в духовный платонический союз

Сложно судить, насколько были распространены разводы на Руси в допетровскую эпоху, но они точно существовали. Церковь не одобряла повторные браки, но многие женщины выходили замуж несколько раз - и принимали решения об этом самостоятельно. Законы некоторых земель, например, позволяли повторный брак, если у пары не было детей. И муж, и жена на Руси могли расторгнуть брак; основной причиной для этого считали прелюбодеяние. Правда, здесь проявлялось неравенство между мужчинами и женщинами: если для мужчины прелюбодеянием считались долгие отношения на стороне или дети от другой женщины, то прелюбодеянием для женщины становилась и однократная связь вне брака.

К восемнадцатому веку разводы стали более распространёнными, хотя и оставались достаточно редкими, особенно в привилегированном сословии. Иногда супруги из крестьянского сословия даже не обращались за разводной грамотой к священнику, а просто договаривались между собой и обменивались письмами о том, что они не имеют друг к другу претензий, - правда, церковь эти действия не одобряла.

По мнению психологов, такая необычная семья может быть даже прочнее гетеросексуальной

Уже сложившийся за многие годы стереотип подтверждает: если парни гомосексуальной ориентации и заключают браки с особами противоположного пола, то исключительно с лесбиянками, лишь для того, чтобы хоть как-то «прикрыть» свои нетрадиционные сексуальные пристрастия. Но, как в любом правиле, так и в этом есть немало исключений.

Как рассказывают психологи анонимного консультационного центра «Дарина», в их практике встречаются и такие случаи, когда мужчина-гей заключает брак с гетеросексуалкой. Но не с целью скрыть свою истинную ориентацию, а чтобы попробовать изменить ее или хотя бы построить жизнь так, чтобы это пристрастие не мешало обоим партнерам в браке, а семейная жизнь была настоящей.

В стенах центра я встретился с одной такой необычной парой, которая благодаря помощи психолога обрела надежду на будущее.

«Я была приятно удивлена, что мой спутник не требует близости до свадьбы»

Света и Андрей с виду вполне нормальная симпатичная молодая пара. К моему удивлению, все время пока мы разговаривали, супруг держал женщину за руку. Прямо и не скажешь, что он…

Признаюсь, что знакомство с Андреем не предвещало ничего необычного, -- говорит Светлана. -- Мы впервые встретились в ночном клубе. Он был в компании нескольких молодых людей, я пришла с подругами. Сказать в тот момент, что мы, девчонки, -- группа лесбиянок, а парни -- геи, было бы просто смешно. Но, как я узнала позже, это действительно были друзья мужа, с которыми он одно время поддерживал очень близкие отношения.

А наше знакомство я бы назвала любовью с первого взгляда -- Андрей мне тогда очень понравился: симпатичный, аккуратный, красиво одет, вежлив и неназойлив. Мы сразу нашли общий язык, он понимал меня буквально с полуслова. Я могла обсуждать с ним даже какие-то женские проблемы…

И тебя нисколько это не удивляло?

Света была на седьмом небе от счастья, -- вступает в разговор Андрей. -- Уже много позже она показала мне свой дневничок, где написала потрясающую фразу: «… Разве такие мужчины бывают?»

Меня это немного удивляло, конечно, -- чуточку смущаясь после слов Андрея, продолжает Светлана. -- Но было очень приятно -- по контрасту с тем, что приходилось видеть и слышать раньше от других парней. Я ведь воспитана в старых традициях и не хотела, чтобы моим первым мужчиной был человек, к которому я не испытываю настоящих чувств.

Вскоре я поняла, что готова пойти с Андреем на более близкие отношения. Но он не отвечал взаимностью, делал вид, что не понимает намеков, старался избегать этой темы, хотя во всем остальном у нас было практически полное взаимопонимание. Андрей очень понравился и моим родителям. Мама как-то заикнулась: мол, подумай серьезно…

А что тут думать: мы уже начали обсуждать будущую супружескую жизнь! Я стремилась выплеснуть все свои чувства -- хотелось близости. Но когда я напрямую сказала об этом Андрею, то он ответил: его убеждения не позволяют заняться «этим» до свадьбы!

Это было странно даже для меня, и мы немного повздорили. Но в какой-то момент я поняла, что неправа, ведь мои сложившиеся принципы по поводу интима не хотела нарушать, а значит, не имела права требовать, чтобы Андрей переступил через свои. В общем, вскоре мы поженились. И тут началось…

«От ласк мужа я сходила с ума, но полноценной близости у нас не не было»

Сценарии браков, которые заключают гомосексуалисты с девушками нормальной ориентации, во многом очень схожи, потому у каждой такой семьи просто-напросто нет чтобы как-то решить возникающие проблемы, -- комментирует психолог анонимного консультационного центра «Дарина» Елена Ковченко. -- Как и Андрей, ребята-геи во время первых встреч с девушкой стараются прежде всего подчеркнуть свою духовность, образованность, манеры, избегая интим. И что удивительно: несмотря на раскрепощенность сегодняшних нравов, девушки весьма положительно принимают такое поведение своих спутников, полагая, что парень уважителен к женщине, умеет себя держать, не распуская рук. Это срабатывает как контраст той напористости и даже наглости, когда девушка буквально обязана при первой же встрече отдаться едва знакомому парню.

Конечно, у кого-то сексуальная сдержанность партнера может вызвать раздражение, сомнение в его мужской силе. Если на этом этапе не возникает конфликт, то мужчина и женщина вполне могут сделать шаг к браку. Каждый, конечно, согласно своим убеждениям. Но самое поразительное то, что у обоих партнеров эти устремления искренни: женщина жаждет любви, а мужчина-гей верит, что это выход из тупикового будущего для него -- человека с нетрадиционной ориентацией. Ведь гомосексуалисты прекрасно знают, что гей-пары держатся от силы лет пять-семь. Это доказано и проверено.

Тем более, что брак для мужчины-гея -- не такая уж страшная вещь. Если молодой человек действительно хочет как-то адаптироваться в семейной жизни, то, лаская женщину, он может фантазировать, что имеет контакт с мужчиной. А вот с полноценным половым контактом у таких пар, как Света и Андрей, могут возникнуть проблемы.

Первая брачная ночь у нас была потрясающая, -- продолжает рассказ Светлана. -- Но… Нет, мы не отказались от интима, более того, ласками Андрей доводил меня до оргазма. Я просто сходила с ума! А вот с продолжением у нас ничего не получалось.

Знаете, я была еще неопытной в сексуальных вопросах, поэтому сложившаяся ситуация меня, конечно, расстраивала. Но я думала, что мы еще не привыкли быть вместе, много читала, советовалась со знакомыми, пытаясь найти причину наших неудач. Иногда мы с Андреем обсуждали эту тему. Муж обещал, что все будет хорошо, но я уже понимала: он что-то недоговаривает, скрывает.

А у вас, Андрей, не возникало чувство вины, ведь вы в какой-то мере обманывали или даже использовали жену?

Да, виноватым я себя чувствовал, но пользователем -- нет. У меня было, да и сейчас, собственно, есть искреннее чувство к Светлане. И в какой-то момент я поверил, что оно мне поможет преодолеть себя. Да, я отдавал себе отчет, что жить половой жизнью только со Светой не смогу, ведь оставались старые партнеры среди ребят. Настраивался на то, что стану вести двойную жизнь, но семейные узы все же будут предпочтительнее.

Понимаете, геев у нас воспринимают однобоко: мол, спит с мужиками, а женщины ему противны. Это очень примитивно. Могу с уверенностью сказать, что нет ни одного «чистого» гея, никогда не имевшего интима с женщиной, равно как и нет лесбиянки, не переспавшей хоть раз с мужчиной.

Да, сексуальное предпочтение геи отдают мужчинам. Другой вопрос в том, что в определенный момент ты понимаешь: у гея нет будущего в нашем обществе. Да, кого-то такая жизненная позиция устраивает, но, заверяю вас, далеко не всех. Отсюда и браки особо отчаянных с лесбиянками. Я бы сравнил свои ощущения с человеком, который какое-то время жил по системе раздельного питания, а потом решил отказаться от нее. Вроде бы все то же -- продукты, напитки, фрукты, но привыкнуть к ним сложно.

Я мог ласкать Свету часами, но переступить черту не хватало сил. Иногда удавалось, но это было чисто механическое действие, а не страсть. И поэтому, честно говоря, весть о беременности жены я воспринял с облегчением, зная, что близость в этот период нежелательна. Отдавал себе, конечно, отчет, что получил лишь временную передышку, и ситуацию все-таки придется каким-то образом решать.

А со своими старыми друзьями ты в это время поддерживал отношения?

Я бы сейчас не акцентировал на этом внимания. Скажем так: мы не забывали друг друга. Именно друзья, видя, как я мучаюсь в тупиковой ситуации, но бросать жену и ребенка не могу (да и не хочу), спровоцировали меня на откровенный разговор со Светой.

«После шока я все же поняла, что таких мужчин, как Андрей, надо ценить»

Для вас обоих это было шоком?

Шок -- самое легкое выражение, объясняющее то, что я тогда испытала, -- вспоминает Света. -- Да, друзья Андрея деликатно подвели меня к тому, что я должна услышать. Но все же узнать, что отец твоего ребенка (к тому времени я уже родила мальчика) гомосексуалист, знаете ли, нелегко! К тому же сработал устоявшийся стереотип: гомосексуалист -- мужчина как бы наполовину.

Мы несколько дней не разговаривали, потом Андрей ушел из дому. В эти дни, как я узнала позже, он был у своей мамы и, закрывшись в комнате, писал на листке бумаги десятки раз одну и ту же фразу: «Я ее люблю. Я ее люблю… » А когда мы нашли в себе силы встретиться и поговорить, то, признаюсь, у меня появилось желание расстаться с мужем. Но удержала любовь к Андрею. Я видела, с какой нежностью он смотрит на ребенка, как ему тяжело…

Нам обоим было очень непросто справиться с этой ситуацией, и мы решили обратиться за помощью к психологам. В течение почти целого года под их наблюдением выбирались-выбирались и все же выплыли из своего омута! Обо всех беседах с нами, тестах, которые мы должны были пройти, лучше расскажут специалисты.

Важно другое: я убедилась, что такие мужчины, как Андрей, -- идеальные супруги. Подчеркиваю: именно супруги! Понятие идеального мужчины -- это несколько иная сфера.

После всего мы как бы поднялись над собой. Я понимаю, что мой муж будет возвращаться к прошлому -- на миг, два, не более. Но он любит только меня. К тому же его сексуальный опыт намного богаче, чем у любого другого мужчины, чувства тоньше. У нас теперь такой разнообразный секс, какого даже в самых откровенных фантазиях я не представляла…

То, что удалось сделать Андрею и Светлане, с точки зрения психологической практики считается практически идеальным решением проблемы, -- убеждена Елена Ковченко. -- К сожалению, в большинстве случаев, если партнеры не стремятся к обоюдному согласию, такие браки распадаются. И чаще всего из-за реакции женщин, которые сразу же подают на развод. Мотивация их поступков понятна.

Однако, по большому счету, они теряют больше, чем когда-либо обретут. Ведь мужчины-геи стараются подыскать себе в супруги женщин с сильно развитым материнским инстинктом, обожающих уют домашнего очага, детей. И, что немаловажно, такие женщины обычно не претендуют на активный секс. Они достаточно приземлены в своих запросах и пристрастиях, воспитаны в скромности. Такая жена на долгие годы станет верным и надежным другом.

Другое дело, что мотивация поступков мужей-гомосексуалистов в нашем обществе, к сожалению, в большинстве случаев корыстна. И вызвано это отношением общества к геям. Будь оно толерантней, гомосексуалисты не изыскивали бы всяких хитроумных способов, чтобы убедить общество: мы нормальны! Только малая часть геев воспринимает супружество как лекарство от своей нетрадиционной ориентации и действительно стремится к семейному уюту…

Противники однополых союзов часто утверждают, что традиционный брак между мужчиной и женщиной считался универсальным стандартом на протяжении всей истории человечества. Да, он действительно являлся наиболее распространённой формой брака с момента зарождения сельского хозяйства, однако, помимо него, истории известно и множество других концепций института брака.

1. Полиандрия

Полигиния – это многожёнство, а полиандрия – многомужество.

Полиандрия – редкая форма полигамии, при которой женщина одновременно состоит в брачных союзах с несколькими мужчинами. В современном мире полиандрия практикуется в некоторых изолированных деревнях, расположенных на Тибетском нагорье. Для тех культур полиандрия служит способом сохранить фамильное имущество в регионах с ограниченным количеством пахотных земель и высоким уровнем рождаемости. Она является одной из форм планирования семьи. Группа братьев женится на женщине своего возраста, и все они живут и работают вместе. Рождённые в таком браке дети «отцом» называют самого старшего мужа своей матери, остальные её супруги приходятся ему «дядями».

С развитием культуры и образования практика полиандрии начинает постепенно устаревать. Тем не менее, результаты недавно проведённых исследований показывают, что полиандрия в прошлом была не такой уж и редкой формой брака, как многие предполагали. Она практиковалась в общинах от Арктики до Амазонки. Возникновение полиандрических союзов, как правило, связано с неблагоприятными условиями окружающей среды и недостаточным количеством женщин фертильного возраста; они характерны для относительно эгалитарных обществ.

У полиандрических браков есть немало преимуществ. Наличие нескольких мужчин создаёт большее чувство защищённости и безопасности в семье. Результаты исследований, проведённых среди представителей народа барии, показывают, что дети, у которых есть несколько признанных отцов, имеет больше шансов выжить, чем те, у кого всего один папа.

Некоторые видят в полиандрии решение проблемы гендерного разрыва, наблюдаемого сегодня в Индии и Китае, однако такое предложение вряд ли будет воспринято положительно в бюрократических обществах с классовыми системами.

2. Левират и сорорат

В данных случаях брак рассматривается как союз не двух лиц, а целых семей, который должен продолжаться даже после смерти одного из супругов. В нём особое значение придаётся правам и обязанностям членов родственных групп. Левират – это когда мужчина женится на овдовевшей жене своего покойного брата. В некоторых случаях дети, рождённые от такого союза, считаются сыновьями или дочерьми первого (умершего) мужа женщины. Они остаются частью его родословной группы и, следовательно, не могут быть разлучены с матерью. Левиратные браки практикуются в племенных общинах Америки, Африки, Индии и Австралии.

Сороратные браки практикуют представители туземных племён Северной Америки и Индии. Сорорат – это обычай, согласно которому овдовевший мужчина должен вступить в брак с сестрой своей покойной жены. В некоторых культурах сорорат также допускается в том случае, если первая жена окажется бесплодной. Дети, рождённые от второй жены, принадлежат, как правило, первой супруге. В ситуациях, когда у покойной жены или мужа нет подходящих сестёр или братьев, взамен могут быть предложены другие соответствующие родственные отношения.

3. Временный брак

Временные браки были особо популярны в древнем исламском мире. Иногда их называли «срочными браками» или «браками для удовольствия».

Временные браки заключались между мужчиной и женщиной по взаимной договорённости на определённый период времени. Чтобы заключить временный брак, нужно было, по традиции, соблюсти ряд условий. Мужчина мог жениться на мусульманке, христианке или еврейке, хотя настойчиво рекомендовалось заключать временные браки только с целомудренными женщинами мусульманской веры. В свою очередь, мусульманским женщинам не разрешалось вступать во временный брак с немусульманскими мужчинами.

Если у мужчины уже имелась жена, он должен был спросить у неё разрешения на заключение временного брака. Если он хотел жениться на рабыне, от него требовалось получить разрешение её хозяина. Двумя главными условиями временного брака считались заранее оговоренный срок и приданое. Некоторые источники утверждают, что временные браки практиковал даже сам пророк Мухаммед.

Временные браки являются нормой для шиитов, в то время как у суннитов они запрещены. Сунниты признают, что временные браки допускалось практиковать в первые дни существования ислама. Однако они в защиту своих убеждений ссылаются на аяты в Коране, которые запрещают иметь сексуальные отношения с кем-то другим, кроме законной жены или рабыни. Сунниты утверждают, что практика временных браков была отменена вторым Праведным халифом, Умаром ибн аль-Хаттабом.

Сегодня временные браки широко распространены в Иране; здесь они используется в качестве прикрытия проституции. Это вызвало бурную негативную реакцию со стороны общественности, однако некоторые аятоллы уже обратились к правительству с просьбой создать специальные центры, где можно было бы заключать временные браки между мужчинами и женщинами. В Великобритании временные браки используются мусульманскими молодыми парами, которые хотят просто встречаться и при этом не нарушать законы шариата. Временный брак рассматривается как способ установления баланса между традиционными убеждениями и современным западным образом жизни.

4. Посмертный брак

Во многих частях мира считается допустимым жениться или выходить замуж за человека, которого уже нет в живых (либо соединять узами брака двух покойных людей). В Китае принято хоронить умерших холостяков рядом с женщинами, чтобы они не скучали в загробном мире. Сегодня в стране развелось немало расхитителей могил, которые вкапывают трупы недавно умерших незамужних женщин и продают их организаторам посмертных браков. Цена на «мёртвых невест» колеблется в пределах 16-20 тысяч юаней (2600-3300 долларов).

Причины, по которым заключаются посмертные браки, весьма разнообразны. Согласно одному обычаю, младший сын в семье может жениться только после того, как это сделает его старший брат. Если старший брат умирает, его женят посмертно, чтобы спасти младшего от пожизненного одиночества. В Сингапуре посмертные браки чаще всего являются инициативой родственников, которые не хотят, чтобы их умершие дети, не успевшие выйти замуж или жениться при жизни, оставались одинокими в загробном мире. Здесь даже есть брокеры, специализирующиеся на организации посмертных бракосочетаний. В некоторых случаях свадебные церемонии проводятся прямо на похоронах.

Посмертные браки также практикуются представителями племён нуэр и атуот (Южный Судан). Если мужчина из племени нуэр или атуот умирает, не оставив после себя наследника, одна из жён его брата выходит замуж за призрак покойного. Все дети, которых она родит впоследствии, будут считаться наследниками умершего брата. Подобная практика, известная как «асепиклерос» ("asepikleros"), была широко распространена в Древней Греции.

В Японии данная традиция отличается от других мест. Умершего здесь женят на кукле, которая олицетворяет дух невесты, связанный с Дзидзо (буддийская бодхисаттва). Посмертный брак возник в 1930-х годах в регионе Тохоку; тогда в войнах в Маньчжурии погибло немало молодых, неженатых мужчин. Посмертные браки стали популярными по всей стране после выхода документального фильма, посвящённого данной теме.

5. Сложный брак

В XIX веке Джон Хамфри Нойес создал в штате Нью-Йорк утопическую общину под названием «Онейда». Он свято верил во Второе пришествие Иисуса Христа и считал, что пока Царство Небесное не настало, у людей есть время и возможность достичь совершенства в этом мире. Он указывал на то, что в Библии нет никаких упоминаний о существовании традиционного брака в Царстве Небесном, и призывал практиковать так называемый «сложный брак», согласно которому все члены общины «Онейда» приходились друг другу жёнами и мужьями. Моногамия и ревность считались греховными и идолопоклонническими. Члены общины наказывали тех, кто предпочитал моногамные отношения.

Чтобы сократить уровень рождаемости и обеспечить сексуальное удовольствие женщинам, Нойес проповедовал практику «мужского воздержания» – вступление в половой контакт без эякуляции. Предположительно, это должно было содействовать самоконтролю. Система Нойеса в сексуальном плане предоставляла женщинам больше свободы, нежели мужчинам. Каждая женщина была вольна принимать или отвергать ухаживания любого мужчины. Это способствовало развитию эгалитарного общества, в котором женщины и мужчины имели бы равные права, и, возможно, улучшению экономического положения общины.

Минусом системы Нойеса была сексуальная индоктринация. Вскоре после полового созревания к подросткам приставляли зрелых, опытных наставников, которые должны были приобщить их к занятию сексом. Сам Нойес, предположительно, знакомил с сексуальной культурой двенадцати- и тринадцатилетних девочек. Также он ввёл временную евгеническую программу, нацеленную на рождение «идеальных детей».

Община «Онейда» просуществовала три десятилетия. Она распалась по двум причинам: первая – растущее недовольство институтом сложного брака; вторая – Нойес бросил всё и бежал в Канаду после того, как его обвинили в изнасиловании несовершеннолетней.

6. Девадаси

В этой южноиндийской практике молодая девушка выходила замуж за божество или храм. Слово «девадаси» буквально переводится как «служанка бога». Некоторые девушки выходили замуж за бога или храм до появления на свет. Они должны были быть привлекательными, трудолюбивыми и умными, а также петь и танцевать по утрам и вечерам в честь своего бога. Храм, при котором жили девадаси, содержался на пожертвования зрителей. Кроме того, их часто приглашали на свадьбы и другие торжественные церемонии, поскольку они олицетворяли собой благополучие. Девадаси, по традиции, пользовались большим уважением и имели более высокий статус, нежели другие женщины в обществе. Быть женой бога считалось за честь.

Когда практика перестала быть популярной, девадаси, чтобы заработать деньги на содержание храмов, превратились в проституток для аристократов и священнослужителей. Некоторые утверждают, что это произошло после того, как храмы были захвачены брахманами (после падения буддизма в Индии) – буддийские монахини также были вынуждены стать проститутками. Вскоре девушек из бедных семей, принадлежащих к низшей касте, начали продавать в храмы, где они были вовлечены в занятие проституцией. Им запрещалось выходить замуж, поскольку считалось, что они уже обручены с богом или богиней.

В 1988 году данная традиция, наконец, оказалась под запретом в Индии, однако она продолжает существовать между членами касты неприкасаемых и в некоторых деревенских храмах. Молодых девушек здесь сексуально эксплуатируют и насилуют, а после того, как они перестают быть привлекательными, их выгоняют из храма, обрекая на жалкое существование. Одна из бывших девадаси, потерявшая зрение и вынужденная питаться объедками, подаваемыми религиозными фанатиками, в интервью с журналистами " The Guardian" заявила: «Моя мать-девадаси посвятила меня богине Йелламме и оставила на улице, где я подвергалась издевательствам и насилию. Я больше ничего не хочу, просто дайте мне умереть».

7. Детский брак

В средневековой Европе дочерей, как правило, выдавали замуж в возрасте двенадцати лет. Это можно объяснить тем, что в те времена отмечался крайне низкий уровень продолжительности жизни. Однако Вы будете сильно удивлены, узнав о том, что девочки также имели право вступать в брак, начиная с семи лет.

Понятия детства не существовало вообще. С детьми начинали обращаться как с полноправными членами общества, как только они переставали быть зависимыми от родителей (обычно в возрасте между пятью и семью годами). Развитие экономики помогло поднять возраст совершеннолетия и позволило создать концепцию детства как отдельной стадии жизни человека – от младенчества до взросления.

В конечном счёте, детские браки исчезли в Европе, однако они по-прежнему практикуются во многих развивающихся регионах мира, несмотря на активные усилия, направленные на их искоренение. Родители продают или насильно принуждают своих малолетних дочерей вступать в брак со взрослыми мужчинами, чтобы облегчить материальное бремя семьи. Детские браки широко практикуются в Чёрной Африке, Южной Азии и некоторых частях исламского мира.

Самой бедной страной арабского мира считается Йемен. Здесь девочек заставляют вступать в брак в возрасте восьми лет. Согласно статистическим данным,14% йеменских девочек выходят замуж до пятнадцати лет, 52% – к восемнадцати годам. В 2009 году была предпринята попытка установить минимальный возраст для вступления в брак – семнадцать лет, однако она встретила отпор со стороны консервативных законодателей, которые посчитали, что это противоречит законам ислама.

8. Тунчи

В Китае на девушек оказывается огромное социальное давление в плане замужества и рождения детей. Принятие гомосексуализма здесь является крайне низким по сравнению со многими западными странами, поэтому большинство мужчин гомосексуальной ориентации единственное решение своей проблемы видят в заключении брака с гетеросексуальными женщинами. Как утверждает один китайский сексолог, к такому способу в Китае прибегает 90 процентов мужчин-гомосексуалистов. Браки между геями и женщинами традиционной ориентации в Китае называют «тунчи» ("tongqi") – от слов «тунчжи» ("tongzhi" – товарищ и эвфемизм для мужчины гомосексуальной ориентации) и «чидзи» ("qizi" – жена). Обратной стороной таких браков является то, что женщины до замужества понятия не имеют о настоящей сексуальной ориентации своего будущего супруга. Во время совместной жизни их постоянно терзают чувство обиды и сексуальная неудовлетворённость.

Также в Китае сегодня набирает популярность движение мужчин и женщин гомосексуальной ориентации, которые выступают за так называемые «кооперативные браки». Кооперативные браки позволяют паре поддерживать отношения на стороне, не вызывая лишних вопросов со стороны родственников и общества.

9. Брак с духами

Представители народа бауле, проживающего в Западной Африке (Республика Кот-д’Ивуар), верят, что до рождения каждый человек вступает в брак с духами. Их называют «блоло биан» («мужчина из другого мира») или «блоло бла» («женщина из другого мира»). В семейных раздорах между земными парами иногда винят духов-супругов, которые ревнуют или чувствуют себя несчастливыми. Духовные наставники рекомендуют вырезать из дерева фигурку «мужчины или женщины из другого мира», промаслить её, одеть, украсить и отнести в храм. Это должно успокоить духов-супругов и установить мир и порядок в семье.

С духами-супругами можно общаться во сне. Поскольку они пребывают в сфере между духовным и реальным мирами, то к ним относятся как к реальным, живым людям. Одна женщина из народа бауле заявила, что её земной брак стал намного счастливее после того, как она построила небольшой храм для своего духа-супруга. Женщина считала, что её земной муж и дух-супруг соперничают друг с другом. Ночью она по очереди спала с деревянной фигуркой духа-супруга и своим земным мужем.

10. Традиционные однополые браки

Некоторые консерваторы считают однополые браки «недавним нововведением». Сэмюэль Алито, судья Верховного суда США, сказал, что они возникли позже, чем «мобильные телефоны или Интернет». В реальности же формы однополых браков существовали на протяжении всей истории. В 1960-1970-х годах некоторые гей-активисты добились разрешения вступать в однополые браки, хотя движение за права геев всерьёз развернулось лишь в начале 1990-х годов.

Доказательств существования санкционированных однополых отношений в древнем мире очень мало, однако выводы о том, что они имели место быть, можно сделать, судя по вавилонской литературе, общественным нравам древних греков и могиле, в которой были похоронены двое мужчин-придворных из V династии фараонов (правившей приблизительно в 2504-2347 годах до нашей эры) и найдено изображение, где они страстно обнимают друг друга.

В Древнем Риме также практиковались однополые браки. Император Нерон, к примеру, вступил в брак со своим евнухом, устроив грандиозную свадебную церемонию. Поэты Марк Валерий Марциал и Децим Юний Ювенал упоминали о гомосексуальных браках в своих произведениях. Первый относился к ним с пренебрежением, второй называл их «мимолётным любовным романом» и считал декадентскими.

Однополые браки были настолько распространены, что в III веке нашей эры, после обращения Римской империи в христианство, они были официально запрещены. Первые католические и греко-православные церкви практиковали адельфопоэзис (буквально «братотворение»). Историки расходятся во мнениях по поводу того, были ли эти браки основаны на любви или нет. Данная практика не получила широкого распространения в европейских странах и в XIV веке была осуждена византийским императором. В XVI веке она продолжала существовать в некоторых частях Греции и на Балканах.

У американских индейцев также существовали однополые браки – благодаря концепции «людей третьего пола» (бердаши). Наиболее выдающимся примером является индеец Ви’Уа, который заключил брак с мужчиной, став самым знаменитым представителем племени зуни в Соединённых Штатах. Также известно, что однополые союзы были нормой и для племени мохоки. Представителей племени мохоки считали гомосексуальных мужчин хорошими партнёрами, поскольку они были «исключительно старательными и трудолюбивыми жёнами». Однако с ними было очень тяжело развестись, ведь они могли «хорошенько побить своего супруга».

Представители некоторых африканских культур также принимали однополые союзы, которые чаще всего использовались для того, чтобы связать два поколения.

Кроме того, в некоторых африканских культурах практиковались однополые браки между двумя женщинами, одна из которых брала на себя правовую и социальную роль отца и мужа.

Однополые церемонии, имитирующие брак, были распространены в южной части Китая во времена правления династий Юань и Мин. В свою очередь, женщины, которые принадлежали к династии Цин, отказались выходить замуж и вступили в ряды старых дев (их называли «соу хей»), иногда образовывали лесбийские пары и скрепляли свои отношения браком.

Подобная практика появилась в Америке в XIX веке в виде «бостонских браков». Это понятие относится к двум женщинам, которые жили вместе и были полностью независимыми от мужчин. Так, по крайней мере, считалось в обществе. Что же на самом деле происходило за закрытыми дверями, никто не знает. В «бостонских браках» одни видели взаимную поддержку и независимость, другие считали их способом скрыть от общества гомосексуальные отношения.

Как бы там ни было, история однополых браков и союзов длинная и охватывает немало различных культур и континентов.

Материал подготовила Rosemarina - по статье сайта