Деловая педагогическая игра с элементами тренинга по построению эффективного общения и взаимодействие педагогов с родителями. Деловая игра для педагогов «Общение с родителями Формы взаимодействия с родителями деловая игра


1. Непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное его нарушение 2. Отсутствие единства требований в семье и детском саду. 3. Сложно складывается общение с молодыми родителями, а так же с родителями из неблагополучных семей или имеющими проблемы личного характера




Все педагоги считают необходимым тесно сотрудничать с семьей для успешного воспитания. Все педагоги стремятся учитывать в своей работе пожелания родителей. Большинство педагогов считают, что делают все возможное для достижения сотрудничества с родителями. Педагоги детского сада используют следующие методы и формы работы с родителями: - родительские собрания - консультации - индивидуальные беседы - анкетирование - посещение семей на дому - совместное творчество - праздники - рекомендации - мастер класс - выставки - общение в интернете - проводят семинары - размещают печатные материалы в уголках для родителей Все педагоги считают данные формы работы с родителями – эффективными. Все педагоги стараются повысить свою компетентность в сфере общения с родителями, через: изучение литературы - советы с психологом - Телепередачи - курсы повышения квалификации - интернет


В процессе общения, возникают трудности следующего характера: - родители не проявляют интереса к сотрудничеству. - избегают контакта с педагогами - не активны в жизни группы - проявляется непонимание со стороны родителей - наблюдается безответственное отношение к собственным детям - нехватка времени для взаимодействия с родителями - проявление скрытности в разговоре - не все родители прислушиваются к советам, пожеланиям и просьбам педагога.




Готовность к непрерывному профессиональному совершенствованию в области общения с родителями воспитанников; Осознание собственных ошибок и трудностей в организации общения с родителями; Установка на доверительное и безоценочное взаимодействие с родителями; Выдержка, тактичность, наблюдательность, уважительность...


Умение преодолевать психологические барьеры общения Владение методами изучения семьи Умение прогнозировать результаты развития ребенка в семье Умение ориентироваться в информации Умение организовать традиционные и нетрадиционные формы общения с родителями Коммуникативные умения и навыки: устанавливать контакт с родителями, понимать их, сопереживать им; предвидеть результаты общения; управлять своим поведением; проявлять гибкость в общении с родителями; владеть этикетными нормами речи и поведения.


Игра-инсценировка «Как поступить?» Каждая команда придумывает конфликтную ситуацию «воспитатель родитель», объявляет её другой команде. Каждой команде необходимо проиграть данную ситуацию и найти выход из создавшейся ситуации. (мама предъявляет претензию, воспитатель находит выход).


«Кто эта маска?» Цель: Развивать умение производить впечатление в соответствии с выбранным образом. Предлагаю командам разыграть образы родителей: «Рубаха парень», «вечно недовольный», «сомневающийся», «интересующийся». Каждая команда выбирает по два образа, называть в слух не надо, пусть команда соперников угадает тот образ, который вы изобразите.




Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении. Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей. Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке это лучший способ расположить родителей к себе. Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их. Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта. В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.


Обладает устойчивой потребностью в самосовершенствовании в сфере общения с родителями Признает роль родителей в воспитании детей как ведущую и роль педагога как их «помощника» Стремится к активному и содержательному общению с родителями с целью оказания им помощи в воспитании детей Обладает высокой степенью диалогичности в общении с родителями. В общении с родителями проявляет внимание, выдержку, тактичность, другие профессионально значимые качества. Владеет знаниями о семье, специфике семейного воспитания, методах изучения семьи и образовательных потребностей родителей. Учитывает социальные запросы родителей (интересы, образовательные потребности) при организации общения с ними. Умеет планировать предстоящее общение: подбирать необходимую информацию, традиционные и нетрадиционные формы организации общения и методы активизации родителей. Обладает развитыми коммуникативными навыками.



Татьяна Башлыкова

Реализация инновационной деятельности по введению ФГОС ДО.

Деловая игра с педагогами

«Взаимодействие с родителями дошкольников».

Цель игры: формировать умение дифференцированно подходить к организации работы с родителями; оптимальные пути решения конфликтов; поиск новых способов поведения в контактах с родителями, приобретение опыта совместной работы педагогического коллектива.

Для проведения игры педагоги делятся на 2 команды (тренинг на раскрепощение педагогов: построиться по росту с закрытыми глазами, разделиться на команды по цвету волос, разделиться на тройки, разделиться на пятерки – это команды, оставшиеся- члены жюри, за каждую часть игры командам будут выставляться баллы. Начнем нашу игру с названия команд. (Предложить на листе нарисовать смайлик настроения до начала игры.)

1 часть . Разминка. Вопросы раздаются всем участникам, ответы принимаются по очереди. Если участник затрудняется с ответом, просит поддержку у команды. Начиная свою просьбу со слов: «Друзья, помогите!».

1 Кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка-дошкольника?

2 Назовите законодательные документы, в которых обозначена приоритетная роль семьи в воспитании ребенка?

3 В чем заключается компетентность педагога в общении с родителями?

4 В каких областях знаний должен быть компетентен педагог для полноценного общения с родителями?

5 Назовите условия, при которых может снизиться компетентность педагога?

6 Назовите условия для преодоления утрачивания компетентности?

7 Перечислите формы работы с родителями.

8 Анкетирование. Что это такое? Назовите положительные и отрицательные стороны.

9 По вашему мнению, что хотели бы получить родители от детского сада?

10 «Если увидишь лицо без улыбки, улыбнись сам». Прокомментируйте эту фразу.

2 часть.

Решение педагогических ситуаций.

Каждой команде необходимо проиграть данную ситуацию и найти выход из создавшейся ситуации.

1. Вечер. За Владом и Машей пришли родители. Дети стали убирать за собой игрушки. Мама Влада стоит, смотрит и радуется, а мама Маши кричит: «Быстро одевайся, мне некогда!», «Мама, но ведь надо убрать за собой», -говорит Маша. «Дома будешь убирать, а сейчас я спешу!» Как взаимодействовать с родителями в данной ситуации. Ваши действия.

2 Воспитатель предложил родителям принять участие в конкурсе, поместив информацию об этом в групповом стенде. В конкурсе принял участие 1 человек. Воспитатель недоволен. Чем можно объяснить происшедшее? Что предпринять в дальнейшем?

3 Мария Петровна, бабушка Димы из младшей группы, привела ребенка, у которого наблюдается явное недомогание (насморк, кашель, вялость). Действия воспитателя?

4 «У нас есть в наличии краска, надо покрасить забор»- предложила заведующая педагогам. Как вы будете просить родителей о помощи? А если они станут отказываться, какими будут ваши действия?

3 часть

Обучающая

Для того, чтобы семья понимала повседневную жизнь детского сада и активно в ней участвовала необходимо как можно чаще «включать родителей» в деятельность дошкольного учреждения. Родителями мы разделим на два блока: педагогическое просвещение родителей и включение родителей в деятельность дошкольной организации. Наша задача определить, какие формы работы необходимо использовать при решении основных задач в первом и втором блоке. Запишите их.

1 Педагогическое просвещение родителей.

2 Включение родителей в деятельность дошкольной организации.

1 Упражнение.

«Самое важное для воспитателей одной группы – взаимопонимание и единая стратегия воспитания и обучения детей, родителей. Чтобы лучше друг друга понимать, предлагается следующее упражнение.

Закончите предложения.

Самым важным в работе с детьми младшей (средней, старшей, подготовительной) группы я считаю…

Самый проблемный ребенок в группе…

Наиболее успешно в группе проходят занятия…

Мне кажется, что детям не нравится…

Я бы хотела поговорить с родителями…

Я бы хотела, чтобы в группе поработал…

(психолог, логопед, специалист по лечебной физкультуре).

Я готова помочь коллегам…

(в проведение праздников, родительских собраний, подготовке к открытым занятиям и др.).

8 Следующее родительское собрание будет на тему….

Обменяйтесь листками и сравните, в чем совпадают ваши мнения, а в чем они различны.

2 Упражнение.

В течение 5 мин, придумайте и запишите несколько мероприятий, которые помогут сплотить воспитателей, родителей, детей. Какое из этих мероприятий Вы смогли бы подготовить и провести в ближайшее время? (На обсуждение 4 мин).

Обсуждения педагогов.

3Упражнение. «Талант педагога!» Дано начало стихотворения, придумайте окончание. (На выполнение задания 5 мин).

«Работу я свою люблю

И в ней я счастье нахожу!

*На работу, рано собираясь,

Глаз накрасить не могу никак…»

(Предложить педагогам нарисовать смайлик настроения)

Тренинг с педагогом- психологом. (упражнения на снятие эмоционального и мышечного напряжения)

Работа жюри. Подведение итогов.

Рефлексия

Публикации по теме:

Деловая игра для педагогов ДОУ «Речевое развитие дошкольников» Деловая игра для педагогов дошкольных учреждений «Речевое развитие дошкольников». Задачи: 1. Уточнить знания и умения педагогов в области.

Деловая игра для педагогов «Общение с родителями» «Какие фразы целесообразно использовать для начала беседы с родителями» Найти в предложенном списке пять неудачных по Вашему мнению, фраз.

Деловая игра для воспитателей «Ознакомление дошкольников с художественной литературой» Деловая игра для воспитателей «Ознакомление дошкольников с художественной литературой» Старший воспитатель МДОУ д/с №4 «Солнышко» г. Фурманов.

Деловая игра к педагогическому совету, посвященному развитию речи дошкольников Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов в обучении и развитии речи у детей дошкольного возраста. Задачи: Активизировать.

Деловая игра с родителями «Коррекционные приёмы в воспитании культуры речи и общения у дошкольников с ОНР» Основная часть. 1. Игра «Пожелание». Цель: объединение детей в коллектив, снятие эмоционального напряжения. Руководство: родители сидят.

Ирина Луговская
Деловая игра «Педагог-родители: проблемы общения»

Одной из основных идей реформирования дошкольного образования на современном этапе является идея гуманизации, что означает правление высокой культуры общения , отношение к ребенку как к личности, уважение его прав и достоинств. А достичь этого можно, если между педагогом и семьей установлены отношения партнерства и сотрудничества, что предполагает равенство сторон, взаимопонимание, доброжелательность, взаимное уважение, заинтересованность в успешном осуществлении этого сотрудничества.

Установление отношений взаимодействия и сотрудничества зависит в первую очередь от воспитателя, его стремление найти путь к сердцу родителей. Вот почему наиболее актуальной в настоящий момент является проблема взаимодействия «педагог - родители » .

Взаимодействие, взаимосвязь, взаимообщение - именно они составляют одно целое - ОБЩЕНИЕ .

«Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения » (Антуан де Сент Экзюпери) .

Общение - это искусство . Общение - это не только способность вступать в контакт, но и умение внимательно и активно слушать, понимать и принимать себя и других, изменять друг друга в процессе этого общения . Ведь, как важно понимать кого то, добиваться того, чего хочешь, не унижая и не обижая другого человека.

Проблема общения педагога с родителями может решаться успешно лишь при условии высокой доверительности и взаимного уважения одной и другой стороны. А достичь этого не всегда просто : для этого необходимо терпение и заинтересованность, обаяние и авторитет личности воспитателя.

И сегодня наши родители и воспитатели будут путешествовать по сложной, но интересной и увлекательной стране общения . Игры, моделирующие жизненные ситуации общения , помогут нам.

Условия коллективной мыслительной деятельности.

1. Уважай мнение каждого.

2. Четко формулируй мысли.

3. Принимай мысль другого без искажений.

4. Если мысль принята - развивай.

5. Не согласен - возражай.

6. Возражаешь - предлагай.

7. Кто не согласен с мнением группы, имеет право высказать свое.

8. Соблюдай регламент.

Ход ИГРЫ:

I. Сообщение целей и задач

ЦЕЛИ : 1. Вовлечение в активную учебную деятельность.

2. Выявление уровня подготовки участников по данной проблеме .

3. Формирование умения изложить устно знания по проблеме в условиях регламента.

4. Умение правильно пользоваться элементами устной речи - выступление, - вопрос, - ответ,

Возражение, -дополнение, - предложение и др.

5. Обмен опытом.

6. Повышение уровня знаний и умений по данной проблеме .

ЗАДАЧИ : подготовка педагогов к пониманию отношений партнерства и сотрудничества в работе с родителями через успешное решение педагогических задач , упражнений и ситуаций. Развитие педагогического такта , умения убедить.

II. Деление на группы по ролям.

III. Определение экспертной группы.

1. Игра-разминка «Скажи другому комплимент»

Цель : всем участникам предлагается по очереди передавать в руки друг друга розу и говорить что-нибудь приятное. Это может касаться личных качеств, внешности, манер и т. д.

2, Обсуждение вопросов участниками двух команд

Какими бы вы хотели видеть сегодня взаимоотношения педагогов и родителей ?

Какого человека хотели бы Вы, чтобы видели в Вас родители

(воспитатели-коллеги?

общении друг с другом ?

(воспитатель) не прав?

3. Произнесите фразы с различными оттенками голоса :

«Прошу Вас» «Извините»

задумчиво,

требовательно,

виновато,

радостно,

с мольбой.

печально,

с сожалением,

заикаясь,

с удовольствием,

с мольбой,

вопросительно,

задумчиво,

4. Анализ педагогических ситуаций

«Телефон доверия» - отвечают воспитатели.

а) - Меня поразил вчера наш сын. Ему 5 лет. В автобусе он толкнул пожилую женщину. Мы, конечно, отругали его за это. Но, как нам воспитывать ребенка дальше? Каков ваш ответ родителям?

б) - Наш ребенок дома отказывается выполнять ту работу, которую он охотно выполняет в д/с. Посоветуйте, что нам делать?

Что вы ответите родителям?

5. Упражнение - откровение «Назовите 5 самых»

Ведущий громко произносит фразу : «Назовите 5 самых.»

а) «родители» и «воспитатели» сразу отвечают по очереди (упражнение проводится в виде соревнования. Побеждает та группа, которая дала более ответов).

НАЗОВИТЕ 5 САМЫХ

1. близких вам людей,

2. ласковых слов ребенку,

3. лучших слов выражения благодарности родителям,

4. веселых событий в жизни вашей семьи,

5. удачных слов-приветствий родителям,

6. главных дел,

7. дорогих мест,

8. хороших качеств личности вашего ребенка,

9. презираемых качеств человека,

10. несчастных явлений в жизни,

11. типичных замечаний детям,

12. вежливых слов, часто употребляемых в вашей семье,

13. ценных, на ваш взгляд, качеств личности воспитателя,

14. одобряющих ребенка высказываний воспитателя,

15. ценных качеств личности родителя, ; !f

16. обсуждающих ребенка высказываний воспитателя.

6. Решение конфликтных ситуаций

а) для родителей.

Вечером за Леной пришла уставшая мама и, увидев, что дети сами одеваются, а воспитатель со стороны наблюдает за этим, высказала свое мнение : «Конечно, вам нет дела до того, как дети выйдут на прогулку. И шарфы не завязаны, и пуговицы не застегнуты, а потом они у вас болеют.»

Раздраженная Нина Яковлевна, проработавшая день без няни, ответила, что она за детьми не смотрит, на прогулку они выходят одетыми. «А вот Лена ваша до сих пор одеваться не научилась, хотя уже большая, ей 5 лет!» - парировала она. Слово за слово - и взрослые поссорились на глазах у детей.

1. В чем вы видите суть конфликта?

2. Найдите пути погашения конфликта.

3. Как вы думаете, кто в этой ситуации прав?

б) для воспитателей.

Воспитателей беспокоило поведение Светы : девочка не играла с детьми , на занятиях не отвечала на вопросы, была пассивна. Своими наблюдениями они поделились с мамой Светы, дали ей советы, как

(воспитатели-коллеги?

Какого человека хотели бы вы, чтобы видели в вас родители (воспитатели - коллеги?

Какие правила должны соблюдать воспитатели и родители в общении друг с другом ?

Что вы будете делать, когда увидите, что родитель (воспитатель) не прав?

задумчиво,

Правила поведения в конфликтной ситуации

1. Сохранять спокойствие и заинтересованность.

2. Уметь поставить себя на место другого.

3. Дать возможность родителю высказаться.

4. Стараться говорить просто и по-существу.

5. Не расширять предмет конфликта, если надо - извинитесь, принято решение - примите или пообещайте, что выполните в ближайшее время.

6. Поддерживайте доброжелательные отношения, не допускайте категоричной формы ведения разговора.

7. Не переходить на личности, не допускать оскорблений личного достоинства.

8. Если можно, свести проблему к юмористической стороне.

9. Не перекладывайте всю вину на родителя, постараться осознать, что конфликт неприятен и ему.

10. После конфликта не избегать общения с родителями , а дать им возможность успокоиться и, если надо, через некоторое время побеседовать с ним :

«Так чем же вызвана Ваша реакция? Давайте поговорим о случившемся!»

11. Не допускать, чтобы отрицательные эмоции захватили настолько, что воображаемые педагогом размеры конфликта превышали реальные.

12. Важно помнить, что лучший способ избежать конфликта - не спешить с выводами. При анализе ситуаций задавать себе вопрос :

«Правильно ли я поступила? А как чувствует себя в этой ситуации родитель?»

Ведущий педагог дополняет ответы в случае необходимости. Зачитывает «5 способов поведения человека в конфликтной ситуации» .

*5 способов поведения человека - в условиях конфликта

1. «Уход» от возникшего противоречия, несогласия (перевод разговора в другое русло) .

2. «Сглаживание» один из способов погасить конфликт :

(один из собеседников либо оправдывает себя, либо соглашается с претензией, но только на минуту («Да, я сегодня раскричался что-то» ).

3. «Компромисс» - конфликтующие стороны приходят к среднему решению («Позвоните попозже, это не срочный договор.» )

4. «Конфронтация» - самый неблагоприятный, когда никто не принимает во внимание позицию собеседника, его мнение. На примирение нет и намека.

5. «Принуждение» - собеседник, пользуясь своим нравом, запрещает даже разговаривать на тему, вызвавшую страшный спор.

Экспертная группа подводит итоги и определяет победителей.

Всех участников игры награждают цветами «Радость общения » и желают им не забывать золотое правило этики :

Относитесь к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.

Деловая игра

с элементами тренинга по построению

эффективного общения и взаимодействия

педагогов ДОУ

с родителями

Подготовил: Старший воспитатель

Ганиева О.В.

2015г.

Ход проведения мероприятия Цель: Повысить уровень профессионального мастерства в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников. План: 1. Трудности организации совместной работы педагога с родителями воспитанников. 2. Деловая игра.
I.

«Организация совместной работы педагога с родителями

воспитанников»

Анкета

1 слайд
. На мгновение включим фантазию и представим себе.... Утром мамы и папы приводят детей в детский сад, вежливо говорят: «Здравствуйте!» – и уходят. Целый день дети проводят в детском саду: играют, гуляют, занимаются... А вечером приходят родители и, сказав: «До свидания!», уводят ребятишек домой. Но у педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Современные дошкольные учреждения много делают для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным. С одной стороны, педагоги сохраняют все лучшее и проверенное временем, а с другой - ищут и стремятся внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых - достижение реального сотрудничества между детским садом и семьей. Практика показывает, что эффективной является любая совместная деятельность родителей и педагогов. Например, коллективное обсуждение проблемы позволяет родителям почувствовать, что другие мамы и папы тоже столкнулись с похожими проблемами и сумели найти из них выход. А это рождает ощущение: любые трудности разрешимы.
3 слайд.
Трудностей в организации общения с родителями много: это и непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное его нарушение, отсутствие единства требований в семье и детском саду. Сложно складывается общение с молодыми родителями, а так же с родителями из неблагополучных семей или имеющими проблемы личного характера. Они зачастую относятся к педагогам снисходительно и пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать партнерами в общем деле воспитания ребенка. Но многие из них хотели бы общаться с педагогами «на равных», как с коллегами, прийти к доверительному, «душевному» общению.
П р а к т и ч е с к а я часть:
Все родители разные, это взрослые люди, и к каждом нужно найти определенный подход. Проблема конфликта между родителями и педагогами - это глобальная проблема самой системы образования. Даже при очень хорошем воспитателе и замечательном устройстве детского сада множество причин порождаю сложные отношения. Я предлагаю вам через определенные упражнения и задания овладеть приемами межличностного взаимодействия,
Упражнение "Сфера ответственности"
(В пространстве комнаты размешаются листы с надписями:"Родитель", "Воспитатель", "Администрация"..)
Встаньте, пожалуйста, около той надписи, где вы считаете, кто в наибольшей степени несет ответственность за эффективное общение: родители, воспитатели или администрация. Обменяйтесь мнениями в своей группе. Затем один представитель от каждой группы представит аргументы в защиту вашей позиции в отношении ответственности за эффективное общение. Вывод: Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно воспитателю. Чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников. Теоретическое вступление «Правила построения эффективного общения». - Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса. Самые универсальные - это Улыбка, имя собеседника комплимент. - Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя,доброжелательная улыбка!
-

Имя человека
- это самый сладостный и самый важный для него звук на любом, языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!». В общении наиболее применим косвенный комплимент.мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику - ружье, родителю его ребенка Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.
4 слайд Упражнение на умение интонировать «Тренировки интонации».
Цель: осознание значения интонации для достижения цели воздействия воспитателя и общении с родителями. Произнести фразы:
Мне не безразличны успехи Вашего ребенка

С оттенками иронии, упрёка, безразличия, требовательности, доброжелательности (интонации обозначены на карточках). По окончании произнесения участники сообщают, какая интонация наиболее приемлема в общении с роди гелями. Теоретическое вступление «Основы построения беседы с «трудным» родителелями Любой специалист ДОУ знает, как нелегко беседовать с гак называемыми «трудными» родителями. - Каких родителей можно назвать «трудными»? (Участники высказываются). «Трудные» родители Агрессивные, конфликтные, демонстрирующие наступающую позицию, они стремится оправдать собственное невмешательство, родительское бессилие в воспитании своего ребенка: «Мы заняты на работе, у нас нет времени, чтобы заниматься ребенком!»; «Вы же воспитатели, педагоги, это Ваша обязанность учить и воспитывать детей!». Родители в позиции растерянности и беспомощности, которые постоянно жалуются педагогу, просято помощи: «Ребенок нас не слушает, мы не знаем что делать, помогите нам!». Что делать? Первая фаза общения с такими родителями: необходимо сохранить эмоциональную отстраненность и поддерживать в себе спокойный и охлажденный нейтралитет, т.е. не позволить себе зарядится отрицательными эмоциям этого родителя. Как показывает опыт, необходимо «продержаться» примерно 10-15 минут, пока родитель в форме монолога будет высказывать свои претензии или жаловаться на свою беспомощность. В случае с «агрессивным» родителем, нужно стараться выслушивать молча, оставаться спокойной, уверенной в себе, не теряя вежливой доброжелательности. А в случае с «жалующимся» родителем, спокойно киваем собеседнику головой, вставляем нейтральные фразы: «Я Вас слушаю», «Я Вас понимаю...», «Успокойтесь». Почувствовав нашу нейтральную позицию и эмоциональную отстраненность, роди гель начнёт «остывать», его эмоции начнут иссекать и гаснуть. В конце концов, он успокоится, в нем будет формироваться психологическая готовность к конструктивному разговору с нами.
5 слайд Упражнения на развитие коммуникативности педагога.

Упражнение 1 «Кто эта маска?»
Цель: Развивать умение производить впечатление в соответствии с выбранным образом. Предлагаю командам разыграть образы родителей. «Рубаха - парень», «вечно недовольный», «сомневающийся», «интересующийся». Каждая команда выбирает по два образа, называть в слух не надо, пусть команда соперников угадает тот образ, который вы изобразите. Зрители при затруднении могут задавать вопросы.
Вопросы к упражнению: 1. Что было проще создать образ или угадать его? 2. Появились ли у вас какие-то ассоциации, воспоминания в связи с тем или иным образом? 3. Способны ли вы с первого взгляда определить внутреннюю роль партнера по общению?
Игра:
Напоминаю правила: я задаю по очереди двум игрокам каждой команды слова. За 30 секунд члены команды, пытаются объяснить друг другу заданное слово, не произнося его (допускается использовать жесты). Тот, кто уже поучаствовал, садится на место. Слова для первой команды на листке (вытаскивает участник сам, текстом внутрь). Слова для первой команды – физкультура, прогулка, музыкальное занятие. Слова для второй команды – тихий час, план, экскурсия.
6Слайд:

Следующее задание: решение педагогических ситуаций.
Я предлагаю вам конфликтную ситуацию, а вы должны найти из неё выход. - мама жалуется воспитателю, что её ребёнок приходит покусанный из детского сада; - родители приводят явно недолеченного ребёнка в детский сад без медицинской справки и требуют, чтобы вы приняли ребёнка, т.к. им просто некуда деть ребёнка. Вам необходимо вежливо, тактично объяснить родителям, что вы не можете принять такого ребёнка; - мама жалуется воспитателю, что её ребёнок приходит с прогулки в грязной одежде; - мама приходит к воспитателю за советом: у нас в семье появился второй ребёнок. Как помочь старшему ребенку адаптироваться к появлению малыша?
Упражнение "Встреча на узком мостике".
Описание упражнения: Двое участников становятся на проведенной на полу линии лицом друг к другу на расстоянии 2-3 метра. Инструкция: "Вы идете навстречу друг другу по очень узкому мостику, перекинутому через пропасть. Мостик - это ленточка. Кто поставит ногу за ее пределами - тот упадет. Вам нужно разойтись на мостике так, чтобы не упасть, при этом не общаясь с помощью слов." Пары подбираются случайным образом. При большом количестве участников может одновременно функционировать 2-3 "мостика". Обсуждение: Кто как проходил? Что помогало, что мешало успешно выполнить упражнение? Чем упавшие "в воду" пары отличались от успешно преодолевших трудную ситуацию? Целесообразно подвести участников к пониманию того, что в выигрыше оказывались не те, кто стремились пройти сами, а те, кто прежде всего стремились помочь партнеру. Вывод: любая ситуация разрешима при совместных действиях обеих сторон.
II.

Подведение итогов
Цель: Формирование позитивного самовосприятия, стремления к самосовершенствованию, осознание своих сильных и слабых сторон в общении.
Сегодня мы заканчиваем тренинговое занятие. Что- то за это занятие вы узнали нового.что-то еще предстоит узнать и научиться. Представьтесебе, что вы уезжаете в дальнюю дорогу под названием «Общение». Вам необходимо собрать рюкзачок, но это будет необычный рюкзачок. В него будут «складываться» те качества, которые помогут данному человеку в общении с людьми, и те, которые могут ему помешать в дороге, над которыми ему предстоит поработать, чтобы его жизнь была более приятной и продуктивной, (участники на листах бумаги пишут качества, которые помогут в общение и те, которые могут помешать в общении) Раздача памяток: средства общения, правила активного слушания.

- Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои
закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается впервые 15 секунд!
Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд,
необходимо применить
«Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника
нужно дать ему как минимум три психологических плюса.

Самые универсальные - это (показ слайда)

  • Улыбка,
  • имя собеседника
  • комплимент.
  • Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка !

Имя человека - это самый сладостный и самый важный для него звук на любом, зыке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».

В общении наиболее применим косвенный комплимент. мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику - ружье, родителям, его ребенка,

Теоретическое вступление

«Основы построения беседы с «трудным» родителями

Любой специалист ДОУ знает, как нелегко беседовать с гак называемыми «трудными» родителями.

Каких родителей можно назвать «трудными»? (Участники высказываются).

Упражнение «Достойный ответ» (приложение)

Цель: отработка навыка конструктивного выхода из конфликтных ситуаций

Каждый получает карточку, на которой содержится какое – либо замечание по поводу внешности или поведения одного из участника. По кругу произносят соседу справа, глядя в глаза ему, задача которого - достойно ответить на этот «выпад».

Обсуждения легко ли им было выполнить это задание, с какими трудностями столкнулись. В какой роли было легче «Нападающего» или «жертвы».

Упражнение «Дар убеждения».

Цель упражнения: оказание помощи участникам в понимании того, что такое убедительная речь, развитие навыков убедительной речи.

Вызываются два участника. Каждому из них ведущий дает спичечный коробок, в одном из которых лежит цветная бумажка. После того, как оба участника выяснили у кого из них в коробке лежит бумажка - каждый начинает доказывать "публике" то, что именно у него в коробке лежит бумажка. Задача публики решить путем консенсуса, у кого же именно лежит в коробке бумажка. В случае если "публика" ошиблась - ведущий придумывает ей наказание (например, на протяжении одной минуты попрыгать). Во время обсуждения важно проанализировать те случаи, когда "публика" ошибалась - какие вербальные и невербальные компоненты заставили ее поверить в ложь.

«Слушать» и «слышать» - два близких, но по сути разных умения.

Умение слушать - в первую очередь умение слушать так, чтобы Ваш собеседник хотел Вам рассказывать, говорил открыто и с удовольствием, а умение слышать - это умение слышать именно собеседника, а не свои разные соображения по поводу сказанного им. Слышать именно то, что сказано, суть сказанного.

Упражнение «Письмо»

« Чукча переехавший в город пишет письмо на родину. «Здравствуй, брат! Я пишу медленно, т.к. помню, что ты не можешь читать быстро. У меня все хорошо. В доме, где я поселился есть стиральная машина, только странная, однако. Я загрузил в нее одежду, дернул за цепочку и началось бурление. И вдруг все исчезло. На этой неделе погода стоит хорошая – дождь шел всего два раза: сначала три дня, потом четыре дня. У жены скоро родиться ребенок, но мы пока еще не знаем - мальчик или девочка, так что пока еще не понятно - станешь ты дядей или тетей. До свидания. Твой старший брат».

Методика игры: выбирается один доброволец, ведущий приглашает ребят выйти из аудитории и подождать, пока их пригласят войти. Оставшимся объясняют правила игры, которые заключаются в том, что добровольцы будут заходить в аудиторию по одному и прослушивать приготовленный рассказ, а затем пересказывать следующему человеку всё, что они запомнили. Участники не должны ничего подсказывать добровольцу. Их задача будет заключаться в том, чтобы следить за тем, как искажается информация при передаче одного человека к другому. Когда последний доброволец передаст полученную информацию, ведущий снова для всех зачитывает текст, предложенный в самом начале.

В конце игры нужно устроить обсуждение и проанализировать то, как передается информация от одного человека к другому, как она может искажаться.

Игра - рефлексия « Нить единства».

Участники встают в круг и начинают передавать клубок ниток стоящему напротив, ответив на вопрос: «золотое правило эффективного общения с родителями это…..»

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Деловая игра с элементами тренинга по построению эффективного общения и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями Подготовила: старший воспитатель МБДОУ «Д/с № 1» Казанцева Наталья Юрьевна Воспитатель Шадирова Светлана Михайловна

Цель: совершенствование умений педагогов по построению эффективного общения и партнерских взаимоотношений с родителями на основе сотрудничества. «Самая главная роскошь на земле – это роскошь человеческого общения». (Антуан де Сент Экзюпири).

"Сфера ответственности" как сделать общение наиболее продуктивным и приятным и что этому мешает?

«Правило трех плюсов»

«Трудные» родители Агрессивные, конфликтные, демонстрирующие наступающую позицию, они стремится оправдать собственное невмешательство, родительское бессилие в воспитании своего ребенка: «Мы заняты на работе, у нас нет времени, чтобы заниматься ребенком!»; «Вы же воспитатели, педагоги, это Ваша обязанность учить и воспитывать детей!». Родители в позиции растерянности и беспомощности, которые постоянно жалуются педагогу, просят помощи: «Ребенок нас не слушает, мы не знаем что делать, помогите нам!».

Что делать? Первая фаза общения с такими родителями: необходимо сохранить эмоциональную отстраненность и поддерживать в себе спокойный и охлажденный нейтралитет, т.е. не позволить себе зарядится отрицательными эмоциям этого родителя. В случае с «агрессивным» родителем, нужно стараться выслушивать молча, оставаться спокойной, уверенной в себе, не теряя вежливой доброжелательности. А в случае с «жалующимся» родителем, спокойно киваем собеседнику головой, вставляем нейтральные фразы: «Я Вас слушаю», «Я Вас понимаю...», «Успокойтесь».

«Достойный ответ» Цель: отработка навыка конструктивного выхода из конфликтных ситуаций

Что делать? Вторая фаза беседы с родителем - конструктивный диалог, обсуждение вариантов решения проблем, прием убеждения. Упражнение «Дар убеждения». Цель упражнения: оказание помощи участникам в понимании того, что такое убедительная речь, развитие навыков убедительной речи.

Умение «Слышать и слушать» Умение слушать - умение слушать так, чтобы Ваш собеседник хотел Вам рассказывать, говорил открыто и с удовольствием. Умение слышать - это умение слышать именно собеседника, а не свои разные соображения по поводу сказанного им. Слышать именно то, что сказано, суть сказанного. Есть мнение, что мы слышим половину сказанного, слушаем половину услышанного и понимаем половину того, что слушали

Мадэлин Беркли-Ален выделяет следующие негативные роли слушателей: Симулянт - делает вид, что слушает, но думает о своем. Зависимый слушатель - старается произвести впечатление внимательного слушателя; поглощен своими ощущениями от слушания, теряя при этом нить повествования. Перебивала - перебивает, так как думает, что забудет то, что хотел сказать. Слушатель, погруженный в себя, - теряет нить разговора, не обращая внимания, интересно ли собеседнику, насколько хорошо идет обсуждение. Слушатель-интеллектуал, или слушатель-логик, - слушает только то, что хочет, не обращая внимания на эмоциональную сторону

«Мудрый слушатель» Цель: продемонстрировать особенности восприятия и передачи информации, как сильно искажается информация при передаче от одного источника к другому.

Правила эффективного общения Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении. Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей. Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке - это лучший способ расположить родителей к себе. Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их. Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта. В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости - этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.

Факторы, не способствующие выравниванию напряжения в беседе: - игнорирование - принижение личности - противоречивость поведения. - перебивание собеседника. - подчеркивание разницы между собой и собеседником. - резкое убыстрение темпа беседы. - избегание пространственной близости - выспрашивание - оценка