Беседа с детьми младшей группы. Бережное отношение к игрушкам. Научили своего ребенка беречь вещи III. Сообщение темы и целей урока

Галина Меркулова

Цель : Воспитывать чувство сопереживания, бережное отношение к игрушкам , аккуратность.

Предварительная работа : Чтение стихотворений А. Барто «Игрушки » , беседа «Мои игрушки » .

Ход занятия .

Ребята, у нас в группе стоит красивая коробка. А в этой коробке – игрушки .

Они – брошенные, обиженные. Вы хотите на них посмотреть? (Да)

А чтобы на них посмотреть, необходимо отгадать загадки :

- игрушка , которая шлёт поклон (Слон)

- игрушка , которая промокла под дождём (Зайка)

- игрушка , которая идёт, качается (Бычок)

- игрушка , которой оторвали лапу (Мишка)

игрушка , которую опрокинул кот (Грузовик)

Дети отгадывают загадки и рассказывают стихи А. Барто из цикла «Игрушки » .

Беседа :

Ребята, скажите, можно рвать игрушки ? (нельзя) . Почему нельзя? (Им больно. Они тоже обижаются)

Ребята, можно оставлять игрушки на улице ? (Нет. Игрушек не останется )

Ребята, а как играют машинкой, чтобы она не ломалась? (Надо ее катать за верёвку, нельзя ложиться на машинку)

Ребята, чтобы наши игрушки всегда были красивые, что надо делать? (Мыть, расчёсывать)

Ребята, необходимо беречь игрушки : надо играть осторожно, чтобы они не падали. А если упадут, что может случиться? (Могут сломаться, разбиться, испачкаться) .



Вот мы и помогли игрушкам . Они радуются.

Но им всё равно грустновато : ведь у каждой игрушки есть своё место .

После игр мы все игрушки ставим на свои места.

Давайте мы их отнесем на свои места на полочки шкафчика.


А чтобы нам веселее было, мы с вами проведем физминутку :

А теперь, ребята, встать

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять.

Наклонитесь вправо, влево.

И беритесь вновь за дело.




Вот они – полки для игрушек . Расставьте свои игрушки по полкам (Дети расставляют игрушки ) .

Ребята, у каждой игрушки есть своё место . Игрушки надо беречь : их нельзя ломать, кидать, оставлять.

Игрушки очень радуются : вы молодцы – расставили игрушки по местам . Теперь вы знаете, что играть нужно осторожно и беречь игрушки . Игрушки говорят вам Спасибо .

Вы, наверняка, сталкивались с такой ситуацией, когда, заходя в комнату ребенка, спотыкались о разбросанные повсюду машинки, куклы, кубики и т.д. Лежащие где не попадя книжки, карандаши и альбомы, пластилин, прилепившийся к ковру или новому паркету… Сброшенная кое-как одежда на стульях, кровати, заткнутая как попало в шкаф… Что это такое? Быть может, в доме побывали воры? Или, помните, как в стихе Э. Успенского: «Был на квартире налет? К нам заходил бегемот?.. Просто приходил Сережка, поиграли мы немножко!»

Не знаю, как у вас, а у меня такая ситуация бывает часто. И сколько бы ни говорилось, сколько бы ни предупреждалось… Пару дней нормально, потом все по-старому. Один раз я даже не выдержала, собрала игрушки и просто их выбросила. Слезы были, конечно же, уверения, что «так больше не буду», но сегодняшнее уверение моего малыша окончательно меня добило. Купили ему машинку, и он моментально отломал в ней боковые зеркала. Мы его предупредили, что если поломает совсем, то машинки такой у него не будет, на что кроха просто так ответил: «ничего, купим другую».

Честно говоря, я просто обомлела. Получается, что все игрушки и вещи , которые мы покупаем сыну, он попросту не ценит ? Получается, что ему все равно! Он уверен, что, поломав игрушку, он получит другую, и поэтому он ее и ломает! Так, решила я, нужно срочно что-то менять.

Обзвонив своих подруг, я услышала, что моя ситуация – не единственная в своем роде. Я долго думала, почему же , игрушки, о которых так просят, и пришла к выводу, что это не дети такие безответственные, а мы, родители, сами же и прививаем ребенку безразличие к собственности.

Ну вот, к примеру. Нам ведь очень хочется, чтобы ребенок радовался, не так ли? А самый простой способ – купить новую игрушку или красивую одежду. Но вот в чем загвоздка: если мы покупаем вещи часто, то мы не развиваем в детях чувство благодарности, а создаем ситуацию, когда ребенок понимает, что это норма жизни. Т.е., можно ломать, рвать, выбрасывать, терять – все равно, ему купят другое. Свои небрежным отношением к подаркам дети показывают, что они не ценят наши усилия их обрадовать количеством. Скорее, им гораздо интереснее играть с парой-тройкой игрушек, но с интересными и желанными. Им гораздо приятнее носить малое количество вещей, которые они будут любить и беречь, чем иметь полный шкаф одежды, которую, тем более, постоянно покупают.

Многие родители, как правило, одаривают детей всевозможными подарками просто потому, что стараются хоть как-то заменить свою постоянную занятость и невнимательность к проблемам детей. Однако, если спросить у ребенка, что он больше всего хочет получить от родителей, ответ будет таков: любви и .

Кроме того, дети могут не ценить свои вещи , если их этому не научили. Если родители сами привыкли разбрасывать свои вещи, в доме постоянный бедлам, то что можно требовать с ребенка?

Так как исправить эту ситуацию? Как научить ребенка ценить собственные вещи ? Я решила, что просто перестану его жалеть. Поломал – выброшу. Но покупать не стану. Пусть играет теми, которые остались. Пусть научится беречь свои вещи, пусть учится послушанию. Естественно, что все это я буду обговаривать, предупреждать, и не одаривать его так часто, как раньше. Ребенку просто обязательно прививать за свои поступки, иначе в будущем будут большущие проблемы. Да, и еще. Наверное, я из тех родителей, которые действительно стараются «купить» любовь ребенка, потому как из-за своей занятости и погони за заработком средств времени на совместные игры не хватает. Поэтому, стоит пересмотреть свои ценности и решить, что главнее – ребенок или же работа? И постараться так перестроить свой график, чтобы как можно чаще уделять время сыну. Ведь даже самые классные и модные игрушки или вещи никогда не заменят родительской любви и заботы, зато помогут упустить важные моменты и вехи в воспитании и развитии ребенка.

А у вас есть опыт того, как вы научили своего ребенка беречь вещи ?


Просмотров: 2183 / 1305

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Николаевская основная общеобразовательная школа

Алексеевский район Белгородская область

Занятие

по внеурочной деятельности

на тему

« Школьное имущество надо беречь »

Подготовила: учитель начальных классов

Сава Лилия Алексеевна

с.Калитва

2013 г

Цели:

уточнить характер отношения детей к предметам, созданным трудом человека, поддержать социально одобряемые представления детей о них;

уметь правильно вести себя во время урока и на перемене;

развивать творческие способности детей.

Оборудование: на листах пословицы (на доске); стихи и сказки у детей.

Пословицы: «Без охоты нет работы». «Горькая работа, да сладок хлеб». «Не потрудиться, так и хлеба не добиться».

Ход мероприятия.

    Орг. момент.

Сегодня мы будем говорить о бережном отношении к своим и школьным вещам, о правильном поведении на уроках и на переменах.

2. Обсуждение вопросов:

Почему необходимо беречь книги, вещи, школьное имущество?

Какие книги у вас есть, что они для вас значат?

Как вы относитесь к своим личным вещам: одежде, игрушкам, инструментам?

Почему и как надо беречь школьное имущество?

Обобщение:

Как связаны между собой школа, учение, книга?

В школе учителя учат детей читать, писать, считать, думать, приобщают учащихся к достижениям науки, искусства. Учитель и книга помогают узнать законы жизни общества и природы, именно в школе продолжаются и развиваются нравственные традиции. По тому, как человек относится к своей школе, судят о его нравственной культуре, его духовном мире.

Что значит в вашей жизни школа?

Здесь дети трудятся, получают знания, что поможет в дальнейшем получить любую профессию. Здесь у ребят друзья, товарищи, которых они будут всегда помнить, а с некоторыми и дружить всю жизнь.

Школа – это не только учителя и товарищи; это классы, уютные и чистые; это широкие коридоры, украшенные картинами и цветами, это двор, где есть игровые и спортивные площадки, где посажены деревья, клумбы с цветами и т. д.

Есть ли у нас всё это?

В наших ли силах что-то изменить к лучшему в школе?

Прежде всего, необходимо беречь то, что уже есть в школе.

Изменятся ли вид школы, учебников, книг спустя некоторое время?

Какие качества человека являются причиной варварского обращения со своим школьным имуществом, со школьными принадлежностями? (неаккуратность, небрежность)

Какие положительные качества надо в себе вырабатывать, чтобы преодолеть нежелательные?

3. Разбор ситуаций.

В жизни бывают разные ситуации, человек должен знать, как правильно поступать в той или иной ситуации.

1 ситуация.

- Ты пришёл в класс, сел за парту, посмотрел по сторонам и увидел, что на стене написаны имена нескольких ребят, а ещё один твой одноклассник рядом с надписью старательно выводит своё имя.

Как исправить ситуацию, ваши варианты.

2 ситуация.

Ты стал на один час волшебником и оказался в школьной библиотеке. Что ты сделаешь?

    «Вылечу» все больные книги.

    Поищу журнал с комиксами.

(сочиненные сказки читают ученики 2 класса)

Читает Кристина «Сказка об испорченных книгах и добрых учениках».

В одной деревне была школа. А в той школе находилась библиотека, в которой хранились разные очень интересные книги. Однажды в эту библиотеку пришли ученики. Они хотели почитать. Но увидели дети, что книги в ужасном состоянии. И стонут они и горько плачут. А встречает детей сама королева Книжная и говорит школьникам:

Помогите книгам, с ними приключилась беда! К нам в библиотеку пришли плохие дети и испортили все книги.

И дети дружно взялись за дело, стали приводить книги в порядок. Кристина подклеивала страницы, Валя чинила переплеты. Алеша складывал по порядку листы, Андрюша стирал ластиком надписи и укладывал книги на полки в алфавитном порядке. Скоро в библиотеке все засияло.

Радостные книги хихикали. И каждому из ребят рассказали по интересному рассказу или сказке. И благодарили на перебой всех детей.

Закончи предложение:

- Бережное отношение к вещам – это …

- Бережливый человек – это такой человек, который …

(на доску вывешивается плакат)

Бережливость – стремление к сохранению полезных вещей, созданных трудом людей.

(учащиеся читают стихотворение)

Сами вещи не растут.

Вещи сделать – нужен труд.

карандаш, тетрадь, перо,

Парты, доски, стол, окно,

Книжку, сумку – береги;

Не ломай, не мни, не рви.

Какое правило заключено в стихотворении?

(Учитель обращает внимание на пословицы на доске)

Горька работа, да сладок хлеб.

Без охоты нет работы.

Не потрудиться, так и хлеба не добиться.

(Дети читают пословицы о труде)

Что посеешь, то и пожнёшь.

Без дела жить - только небо коптить.

(Дети читают стихотворение)

Обиженная парта

(басня)

Из Парты капнула слеза –

Смолистая, густая…

Тут к Парте Глобус проявил участье:

О чём ты плачешь, дорогая?

А ну-ка, вытри поскорей глаза

Да расскажи мне про своё несчастье…

И Парта скрипнула в ответ:

Не мил мне белый свет!

Боюсь, к весне пойду на слом,

На большее не хватит сил.

Две буквы Витя изучил

И обе вырезал на мне ножом.

Ведь он меня изрежет в год,

Пока весь алфавит пройдёт…

Учитель:

Мораль из басни вы,

Подумав, сами выводите!

Она относится, увы,

Не к одному лишь Вите.

Почему парта заплакала?

Кто её обидел и как?

Поступаете ли вы так со своими партами или столами в школе, дома?

Дома вы готовили рассказы и сказки о неаккуратности человека к вещам.

(Дети читают сказки и рассказы)

Ребята, для того, чтобы ваши школьные принадлежности, школьное имущество были в порядке нужно ещё себя хорошо вести на уроках и переменах.

(Дети читают стихотворение)

«Угомон»

Что случилось нынче в школе?

Нет учительницы, что ли?

Расшумелся первый класс

И бушует целый час.

Поднял шум дежурный Миша.

Он сказал: - Ребята, тише!

Тише! – крикнули в ответ

Юра, Шура и Ахмет.

Тише, тише! – закричали

Коля, Оля, Галя, Валя.

Тише – тише – тишина!-

Крикнул Игорь у окна.

Тише, тише! Не шумите!-

Заорали Витя, Митя.

Замолчите!- на весь класс

Басом выкрикнул Тарас.

Тут учительница пенья

Просто вышла из терпенья,

Убежать хотела вон…

Вдруг явился угомон.

Оглядел он всех сурово

И сказал ученикам:

Не учи молчать другого,

А молчи побольше сам!

Что случилось в первом классе?

Почему расшумелся первый класс?

Что делали ученики, чтобы прекратить шум в классе? Что помогло? Почему?

Какой совет дал всем угомон? Вы с ним согласны?

Существуют правила поведения на уроке.

В школу надо приходить вовремя, не опаздывать. Если ты опоздал по уважительной причине, то надо попросить у учителя разрешения войти в класс. Утром, придя в класс, надо поздороваться сначала с учителем, а затем с ребятами. Если в класс входит учитель или взрослый, надо встать. Так дети здороваются. Вставать надо дружно, при этом соблюдать тишину. Сесть нужно только после разрешения учителя. Если хочешь ответить или спросить, подними руку. После разрешения учителя встань и говори. «Ты сиди за партой стройно и веди себя достойно. Учитель спросит – надо встать. Когда он сесть позволит – сядь».

(стихотворение С.Я.Маршака «Два кота»)

Жили – были два кота –

Восемь лапок, два хвоста.

Подрались между собой

Серые коты.

Поднялись у них трубой

Серые хвосты.

Бились днём и ночью.

Прочь летели клочья.

И остались от котов

Только кончики хвостов.

Кого вам напоминают своим поведением коты?

Почему коты подрались?

Правильно ли поступили коты, когда начали драку?

Сумели ли они в драке доказать, кто из них прав?

Подумайте, как им надо было поступить.

(Учитель читает стихотворение)

«Перемена»

«Перемена, перемена!»

Заливается звонок.

Первым Вова непременно

Вылетает за порог, вылетает за порог-

Семерых сбивает с ног.

Неужели это Вова,

Продремавший весь урок?

Неужели это Вова

Пять минут назад ни слова

У доски сказать не мог?

Если он, то, несомненно,

С ним – большая перемена!

Не угонишься за Вовой!

Он, гляди какой бедовый!

Он за пять минут успел

Переделать кучу дел.

Он поставил три подножки (Ваське, Кольке и Серёжке),

Прокатился кувырком, на перила сел верхом.

Лихо шлёпнулся с перил,

Подзатыльник получил,

Сходу дал кому-то сдачи – словом,

Сделал всё, что мог!

Ну, а тут – опять звонок…

Вова в класс попёрся снова.

Бедный! Нет лица на нём!

Ничего, - вздыхает Вова, - на уроке отдохнём!

(Б. Заходер)

Правильно ли Вова выходит из класса после звонка на перемену?

А как нужно?

Как ведёт себя Вова на перемене?

Расскажите, как можно и нужно вести себя на перемене, а как не стоит.

(Учитель читает правила поведения на перемене.)

Выходить на перемену надо только после разрешения учителя.

В коридоре можно играть, не мешая другим, не толкаясь.

Бегать, бороться, кричать, когда это мешает другим, нельзя

На перемене побывать в туалете, чтобы не отпрашиваться на уроке.

На большой перемене следует пообедать.

Итог.

Давайте попробуем изложить правила поведения в стихах. Я читаю стихотворение, а вы договариваете слово.

«На уроке будь старательным,

Будь спокойным и …(внимательным)

Всё пиши, не отставая,

Слушай, …(не перебивая).

Говорите чётко, внятно,

Чтобы было всё …(понятно)

Если хочешь отвечать,

Надо руку…(поднимать)

На перемене … (отдыхать).

Будь прилежен на уроке,

Не болтай: ты не … (сорока).

Если друг стал отвечать,

Не спеши … (перебивать).

А помочь захочешь другу –

Подними спокойно … (руку).

Знай: закончился урок, коль услышишь ты... (звонок).

Когда звонок раздался снова, к уроку будь всегда… (готовым).

Чтоб не тревожились врачи,

На перемене не … (кричи).

Литература:

    Журналы «Воспитание школьников» № 6 за 2004год, № 7 за 2007 год.

Совсем недавно наблюдала картину, как мама в гневе доказывала директору школы, что в учреждении процветает воровство, так как у ее сына-четвероклассника два месяца назад украли кроссовки, а теперь и спортивный костюм. Директор спокойно пригласил гардеробщицу, та открыла комнату, похожую на кладовую, и нашему вниманию предстали «залежи» свитеров, трико, обуви, варежек, шарфов, шапок и даже школьная форма для девочки.

Хранится это учебный год, потом выбрасывается, - с горечью говорит директор, - на собраниях говорим родителям, чтоб приходили, разбирали, но никому ничего не надо.

Неужели дети не приходят совсем за своими вещами?

Бывает, но редко.

Мама растеряши нашла вещи ребенка и без извинений ушла домой. А я смотрела на далеко не дешевый брошенный гардероб и думала, как же так получается, что дети не берегут и не ценят то, что имеют.

Почему дети не ценят свои вещи

Большинство детей растет в полном достатке. Детские комнаты по периметру , их количество напоминает магазин. Куклы мам и бабушек имели имя и характер, а сейчас дети называют их всех одним именем – Барби. Старый мишка с оторванной лапой не считается раненым другом, а сразу выбрасывается за ненадобностью.

Игрушки добавляются с огромной скоростью, а старые выбрасываются родителями без ущерба для детской психики. Дети даже не вспоминают о них, так как постоянно покупаются новые. При этом новая вещь не является желанной мечтой, она приобретается спонтанно, по первому требованию. Так же быстро она забывается.

То же можно сказать и об одежде. К сожалению, многие вещи очень быстро теряют свой внешний вид и переходят в разряд «домашней одежды», которая не нуждается в бережном отношении, в таких вещах можно пачкаться, ползать, и никто за это не отругает.

Отсутствие самостоятельности. Эта причина относится к . Первые проявления детской самостоятельности наблюдаются в возрасте трех лет. Уже тогда нужно формировать у детей первые навыки самообслуживания, такие как повесить на место одежду, положить на батарею мокрые варежки.

А теперь рассмотрим обратную ситуацию. Утром мама приготовила одежду и повесила на стульчик. Многие дети утром даже не могут сказать, что именно они надевают. Они просто берут одежду со стула, шапочку с полки, а дошкольников и младших школьников часто . Неудивительно, что на вопрос, чей шарф, некоторые дети не могут сказать, потому что не помнят, был ли он у них вообще. Такая же ситуация с другими мелкими деталями, сменной обувью. Конечно, ребенок не помнит, новые на нем брюки или старые, можно ли в них кататься с горки или нет. Вещи сами по себе не имеют ценности.

Учим детей беречь свои вещи

Очевидно, что бережное отношение к вещам у детей нужно формировать с раннего детства. Если же время упущено, нужно немедленно начинать этот процесс, соблюдая два главных принципа:

    Систематичность. С первой минуты принятия вашего решения и постоянно нужно помнить о требовании бережного отношения к вещам.

    Единство требований. Все члены семьи должны неукоснительно требовать от ребенка бережного отношения к вещам.

Приемы формирования бережного отношения.

    Не покупайте ребенку много вещей. Пусть их будет немного, но каждая будет иметь изюминку или свое предназначение.

    Не покупайте вещи и игрушки по первому требованию. Запомните правило: с каждым решением ребенок должен провести ночь. Обычно желания детей меняются, но если этого не произошло, то попробуйте выяснить, зачем ему нужна покупка: как ребенок будет играть, с чем носить. Обсуждайте обновки, решайте вместе, что нужно купить. Важно, чтобы ребенок обдумал приобретение каждой вещи.

    Распределите все вещи по местам. Сделайте это вместе с ребенком, чтобы он мог сам брать нужную вещь. Пусть он найдет место для игрушек: проявит фантазию или практичность. Рассмотрите вещи в ванной или прихожей. Покажите его полки для обуви, крючки для одежды, стаканчик для зубной щетки. Пусть все имеет свой оригинальный цвет или логотип. Напоминайте ребенку о местах для его вещей.

    Обсуждайте назначение вещей. Каждая вещь нужна для чего-то: для прогулки, праздника, занятий спортом, катания с горки, езды на велосипеде, домашних игр и т.д. Напоминайте об этом ребенку.

    Учите исправлять свои ошибки. Ребенок должен соблюдать порядок. Если по какой-то причине он бросил одежду или не убрал школьные принадлежности, предоставьте ему возможность все самостоятельно исправить без замечаний и наказания.

    Учите ребенка самостоятельно одеваться. Решайте с вечера, в чем он пойдет в детский сад или школу, пусть он приготовит вещи: соберёт портфель, сложит спортивную форму, протрёт сменную обувь, а вы поможете при необходимости. В этом случае ребенок будет точно знать, что и где взять утром.

    Если ребенок берёт в школу (в детский сад, на улицу, в гости) какие-то вещи или игрушки, то обговорите вслух, что именно он берет и просчитывайте предметы. После прогулки (школы, сада) сделайте это снова.

    Показывайте пример правильного поведения своим детям. Пусть в вашем шкафу и на столе будет порядок, вещи будут на своих местах. Дети быстрее впитывают информацию по подражанию, чем по нравоучениям.

Чтобы ребенок ценил и берег вещи, он должен понимать их назначение и необходимость, учиться самостоятельно за ними ухаживать.

Уважаемые родители, наберитесь терпения и начинайте долгий процесс воспитания бережного отношения к вещам.

Светлана Садова

психологические упражнения для тренингов

Сказка «Наши игрушки»

Цель : воспитание бережного отношения к игрушкам и другим предметам, развитие воображения и фантазии.

Возраст : 6-10 лет.

Оборудование : бумага, цветные карандаши.

Ребята, я хочу рассказать вам одну грустную историю. Историю эту я прочитала в одной книге про игрушки. Вы наверно думаете, что ваши игрушки пока вы спите или вас нет дома тихо и смирно сидят на своих местах? Вы ошибаетесь! Вот игрушки из этой истории очень любили ходить друг к другу в гости. Они пили чай и ели разные сладости, они говорили о том, кто во что любит играть. А один раз при таком разговоре плюшевый мишка расплакался. Все стали его утешать и спрашивать что случилось, почему он плачет. Оказалось, что с ним дети давно не играли, и он очень скучает сидя в шкафу. А робот опустил голову и грустно сказал: «А со мной дети играют, но вчера мне сломали руку». Потом кукла Аня вспомнила, что у неё лицо разрисовано ручкой. И настроение у всех игрушек испортилось и они заплакали…

Как вы думаете почему игрушки расплакались? А как вы обращаетесь со своими игрушками?

Игрушки обязательно надо беречь. Кому из вас приятно играть сломанными игрушками? Правильно, никому! Поэтому не надо бросать игрушки, не надо отрывать им руки и ноги, не надо разрисовывать лица куклам.

Я надеюсь, что теперь вы будете более бережно относиться к игрушкам, а теперь мы перейдем к самому интересному и приятному. Закройте глаза и представьте, что сейчас делают ваши игрушки дома пока вы здесь. А теперь нарисуйте то, что вы нафантазировали.

Как итог проводится рассмотрение каждого и рисунка и короткое сопровождение ребёнком того, что он нарисовал.