В.Г. Короленко – повесть «Дети подземелья». В этой по­вести В.Г. Короленко рассказывает о процессе взросления маленького мальчика, о тех событиях, которые формируют его душу. У Васи сложная ситуация в семье: мать умерла, отец не уделяет ему никакого внимания, занимается лишь малень­кой дочерью, потому что она похожа на мать. Сын же растет, «как дикое деревце в поле». Местечко, где живет Вася, окру­жают пруды. На одном из них находится остров, на котором стоит замок. В развалинах замка живут нищие, бродяги. Не­которые из них, воры и нищие, являются изгоями не только из «порядочного общества», но и из своей среды: их выгоняют даже из развалин замка. Среди таких отверженных пан Ты­бурций, с ним двое детей – Валек и маленькая Маруся. Все они вынуждены жить в подземелье. С этими детьми и знако­мится герой Короленко. Увидев нужду и нищету, он обретает новый взгляд на мир, впервые испытывает чувство жалости и сострадания. Именно в «дурном обществе» (второе название повести) Вася получает свои первые уроки доброты и гума­низма. Когда Маруся серьезно заболела, мальчик, стремясь порадовать несчастного ребенка, приносит ей куклу своей сестры Сони. Затем в доме обнаруживается пропажа игруш­ки. Отец обвиняет Васю в воровстве, однако за него заступа­ется пан Тыбурций. Он возвращает куклу и рассказывает о том, что Маруся умерла. Отец понимает, как он был неправ по отношению к сыну, просит у него прощения, дает ему денег для семьи Тыбурция. В финале повести говорится о том, что

Вася и Соня каждый год приходят на могилку Маруси. Это место становится очень важным для них. Покидая город навсегда, они «произносили над маленькой могилкой свои обеты».

В повести использован прием антитезы. «Дурное обще­ство», пан Тыбурций и его дети у Короленко противопостав­лены «порядочному обществу». Однако богатые люди, умные и порядочные, отличаются равнодушием к ближнему, жизнь их замыкается в собственном благополучном мирке. Пан Ты­бурций же – незаурядная, трагическая личность, философ, человек, не лишенный достоинства и независимости. Чуткая душа мальчика почувствовала все эти качества, потянулась к ним. Общение с бедными, несчастными детьми становится для Васи настоящей школой жизни.

Здесь искали:

  • дети подземелья краткое содержание
  • краткое содержание дети подземелья
  • короленко дети подземелья краткое содержание

Пронзительная книга В.Г. Короленко «Дети подземелья» знакомит наших детей с жизнью общества в девятнадцатом веке, с судьбой обездоленных детей. Это произведение стоит в одном ряду с такими обязательными для чтения книгами, как, например, главы о Гавроше из романа Гюго «Отверженные» или сказка Экзюпери «Маленький принц».

Краткое содержание книги Короленко - это сюжет, передающий основные события, происходящие с главными героями - Васей, Соней, Валеком и Марусей. В небольшом польском городке живет семья судьи. Двое детей - Вася и Соня - воспитываются одним отцом: мама умерла, когда Васе было всего шесть лет. После потери жены судья замкнулся, ушел в себя. Он почти не общается с детьми. Вася чувствует себя ненужным отцу и тяжело переживает это. Соня получает от отца некоторое внимание и нежность только потому, что внешним обликом напоминает свою мать.

Обитатели развалин

Сложный мир детства раскрывают в литературе многие писатели. Необычное понимание окружающего мира с точки зрения ребенка отражено в удивительной книге Экзюпери «Маленький принц» (краткое содержание можно легко найти в интернете). Герой произведения Короленко, Вася, обделенный родительской лаской, скитается по улицам города, дружит с уличными мальчишками. Однажды с друзьями он оказывается на развалинах старинного замка, где знакомится со своим ровесником Валеком.

Валек - бездомный сирота. Он живет со своей четырехлетней сестрой Марусей в подземелье под стенами разрушенного замка. За ними присматривает их отец пан Тыбурций, бродяга с загадочным прошлым: Тыбурций прекрасно образован, говорят, что он из знатных людей. Взрослые и дети, жители подземелья, промышляют воровством, часто голодают. Правильно воспитанный Вася мучается противоречивыми чувствами: он осуждает воровство, но понимает, что другого пути для этих людей нет, и сочувствует им.

Утрата и обретение

Повесть «Дети подземелья» передает драматические повороты сюжета: тяжело заболела маленькая Маруся. Она тихо угасала от недостатка еды, тепла и света. Вася рассказал об этом своей сестре Соне, и она отдала свою любимую куклу, память о маме, чтобы Вася передал ее Марусе. Для больной девочки кукла стала последним лучиком счастья, освятившим ее жизнь. А в семье Васи хватились пропавшей куклы, и отец жестко и грубо обошелся с Васей. Короленко показал превосходство человеческих качеств у ребенка. Но вскоре все разрешилось.

Как-то в дом судьи пришел пан Тыбурций и вернул куклу, она была больше не нужна: Маруся умерла. Судья понимает правоту и благородство своего сына. Вася живет по правилу: мы в ответе за тех, кого приручили. Он не мог предать своих бедных друзей. И отец понял это. Он просит у сына прощения, и между ними налаживаются теплые отношения. Тыбурцию судья сообщил, что им угрожает опасность, и жители подземелья покинули этот городок. А Валек, Соня и их отец часто ходят на могилу Маруси и носят туда цветы.

Психологически точная, добрая и печальная повесть Короленко учит сопереживанию, человеческому участию, дарит душевную красоту. Краткое содержание повести знакомит нас только с сюжетом, но, чтобы почувствовать эмоциональное богатство книги, надо ее прочитать.

Русский писатель, публицист и общественный деятель Владимир Галактионович Короленко (1853–1921) родился в Житомире в семье чиновника судебного ведомства. Его детство и юность прошли в Житомире и Ровно. Окончив гимназию, в 1871 году юноша приехал в Петербург и поступил в Технологический институт. Однако из-за недостатка средств учебу пришлось оставить, будущий писатель перебивался случайными заработками: чертежными работами, корректурой.

В 1873 году Короленко переехал в Москву и поступил в Петровскую академию на лесное отделение. Через три года за участие в студенческих волнениях он был исключен из академии и выслан из Москвы. Вплоть до Февральской революции 1917 года жизнь писателя состояла из череды арестов и ссылок.

Литературным дебютом Короленко стала газетная статья об уличном происшествии в 1878 году. Еще через год увидел свет его первый рассказ – «Эпизоды из жизни “искателя”».

С тех пор Короленко не переставал писать до самого конца жизни. Писатель большого и яркого дарования, он вошел в историю русской литературы как автор многочисленных повестей, рассказов, художественных очерков, а также как критик и публицист.

Литературное наследие Короленко велико и многообразно, однако самыми известными его произведениями стали повести «В дурном обществе» (1885), «Слепой музыкант» (1886), «Река играет» (1892).

В 1900 году Владимир Галактионович стал почетным академиком по разряду изящной словесности. Но в 1902 году он вместе с А. П. Чеховым отказался от этого звания – в знак протеста против отмены академией выборов М. Горького.

Творчество Короленко отличают страстная защита обездоленных, мотив стремления к лучшей жизни для всех, воспевание душевной стойкости, мужества и упорства, высокий гуманизм. За высокие душевные качества современники называли писателя «прекраснодушным Дон-Кихотом» и «нравственным гением».

В книгу вошли две хрестоматийные повести писателя.

«Дети подземелья» – сокращенный вариант повести «В дурном обществе» – затрагивает вечные темы дружбы, любви и добра. Дружба сына судьи и бездомного мальчишки изначально обречена на провал, но способна пробудить в душе первого искреннее сострадание к людям.

В «Слепом музыканте» победоносно звучит мотив преодоления физических и нравственных недугов. Великая сила музыки помогает слепому от рождения Петрусю найти смысл жизни.

Дети подзмемелья

Развалины

Моя мать умерла, когда мне было шесть лет. Отец, весь отдавшись своему горю, как будто совсем забыл о моем существовании. Порой он ласкал мою маленькую сестру Соню и по-своему заботился о ней, потому что в ней были черты матери. Я же рос как дикое деревцо в поле, – никто не окружал меня особенно заботливостью, но никто и не стеснял моей свободы.

Местечко, где мы жили, называлось Княжье-Вено, или, проще, Княж-городок. Оно принадлежало одному захудалому, но гордому польскому роду и напоминало любой из мелких городов Юго-Западного края.

Если вы подъезжаете к местечку с востока, вам прежде всего бросается в глаза тюрьма, лучшее архитектурное украшение города. Самый город раскинулся внизу над сонными, заплесневшими прудами, и к нему приходится спускаться по отлогому шоссе, загороженному традиционной «заставой ». Сонный инвалид лениво поднимает шлагбаум, – и вы в городе, хотя, быть может, не замечаете этого сразу. Серые заборы, пустыри с кучами всякого хлама понемногу перемежаются с подслеповатыми, ушедшими в землю хатками. Далее широкая площадь зияет в разных местах темными воротами еврейских «заезжих домов»; казенные учреждения наводят уныние своими белыми стенами и казарменно-ровными линиями. Деревянный мост, перекинутый через узкую речушку, кряхтит, вздрагивая под колесами, и шатается, точно дряхлый старик. За мостом потянулась еврейская улица с магазинами, лавками, лавчонками и с навесами калачниц. Вонь, грязь, кучи ребят, ползающих в уличной пыли. Но вот еще минута – и вы уже за городом. Тихо шепчутся березы над могилами кладбища, да ветер волнует хлеба на нивах и звенит унылою, бесконечною песней в проволоках придорожного телеграфа.

Речка, через которую перекинут упомянутый мост, вытекала из пруда и впадала в другой. Таким образом, с севера и юга городок ограждался широкими водяными гладями и топями. Пруды год от году мелели, зарастали зеленью, и высокие, густые камыши волновались, как море, на громадных болотах. Посередине одного из прудов находится остров. На острове – старый, полуразрушенный замок.

Я помню, с каким страхом я смотрел всегда на это величавое дряхлое здание. О нем ходили предания и рассказы один другого страшнее. Говорили, что остров насыпан искусственно, руками пленных турок. «На костях человеческих стоит старое замчище», – передавали старожилы, и мое детское испуганное воображение рисовало под землей тысячи турецких скелетов, поддерживающих костлявыми руками остров с его высокими пирамидальными тополями и старым замком. От этого, понятно, замок казался еще страшнее, и даже в ясные дни, когда, бывало, ободренные светом и громкими голосами птиц, мы подходили к нему поближе, он нередко наводил на нас припадки панического ужаса, – так страшно глядели черные впадины давно выбитых окон; в пустых залах ходил таинственный шорох: камешки и штукатурка, отрываясь, падали вниз, будя гулкое эхо, и мы бежали без оглядки, а за нами долго еще стоял стук, и топот, и гоготанье.

А в бурные осенние ночи, когда гиганты-тополи качались и гудели от налетавшего из-за прудов ветра, ужас разливался от старого замка и царил над всем городом.

В западной стороне, на горе, среди истлевших крестов и провалившихся могил, стояла давно заброшенная часовня. У нее кое-где провалилась крыша, стены осыпались, и вместо гулкого с высоким тоном медного колокола совы заводили в ней по ночам свои зловещие песни.

Было время, когда старый замок служил даровым убежищем всякому бедняку без малейших ограничений. Все, что не находило себе места в городе, потерявшее по той или другой причине возможность платить хотя бы и жалкие гроши за кров и угол на ночь и в непогоду, – все это тянулось на остров и там, среди развалин, преклоняло свои победные головушки, платя за гостеприимство лишь риском быть погребенными под грудами старого мусора. «Живет в замке» – эта фраза стала выражением крайней степени нищеты. Старый замок радушно принимал и покрывал и временно обнищавшего писца, и сиротливых старушек, и безродных бродяг. Все эти бедняки терзали внутренности дряхлого здания, обламывая потолки и полы, топили печи, что-то варили и чем-то питались – вообще как-то поддерживали свое существование.

Однако настали дни, когда среди этого общества, ютившегося под кровом седых развалин, пошли раздоры. Тогда старый Януш, бывший некогда одним из мелких графских служащих, выхлопотал себе нечто вроде звания управляющего и приступил к преобразованиям. Несколько дней на острове стоял такой шум, раздавались такие вопли, что по временам казалось – уж не турки ли вырвались из подземных темниц. Это Януш сортировал население развалин, отделяя «добрых христиан» от безвестных личностей. Когда наконец порядок вновь водворился на острове, то оказалось, что Януш оставил в замке преимущественно бывших слуг или потомков слуг графского рода. Это были все какие-то старики в потертых сюртуках и «чамарках », с громадными синими носами и суковатыми палками, старухи, крикливые и безобразные, но сохранившие при полном обнищании свои капоры и салопы. Все они составляли тесно сплоченный аристократический кружок, получивший право признанного нищенства. В будни эти старики и старухи ходили с молитвой на устах по домам более зажиточных горожан, разнося сплетни, жалуясь на судьбу, проливая слезы и клянча, а по воскресеньям они же длинными рядами выстраивались около костелов и величественно принимали подачки во имя «пана Иисуса» и «панны Богоматери».

Нынче в моде краткость и точность, ведь все куда-нибудь спешат. Кто-то спешит на работу, зарабатывать деньги, а кто-то хочет быстрее прочитать книгу, чтобы иметь возможность нормально ответить на вопрос учителя, не прекращая проводить вечера с друзьями. Для последних как раз и сделано данное краткое содержание.

«Дети подземелья», Короленко. Главный герой

Начинается повесть с описания дома, где живет Василий, главный произведения. У Васи есть отец, занимающий пост городского судьи, и маленькая сестра Соня. Мама героя умерла, а папа проводил больше времени с Соней. Так и получилось, что ребенок был предоставлен самому себе.

Краткое содержание «Дети подземелья». Место действия всех событий

Живет маленький герой в небольшом местечке Княж-Городок. Вокруг города много прудов и есть речка с островом, на котором расположился настоящий Живут в том замке нищие, да не все. Когда-то старик Януш, бывший слуга хозяина, прогнал из замка большинство из них, позволив остаться только «аристократам». Так и получилось, что замок обжился неприятными стариками и старухами. Остальные нищие поселились возле старой часовни, где, по слухам, была целая сеть подземелий. Репутация у этих бездомных нехорошая, и все жители города знали, что при их приближении надо прятать кошельки. Главным у них был некий Тыбурций Драб - то ли обнищавший аристократ, то ли бывший слуга какого-то богатого студента, нахватавшийся знаний вместо хозяина. Он часто зачитывал по памяти в кабаках отрывки древних философских трактатов и латынь, за что получал выпивку и медяки. У Тыбурция есть сын и дочь. Первый - семилетний, высокий, а девочка, ровесница Сони, маленькая и слабая. С детьми короля нищих из подземелья и познакомился Василий.

«Дети подземелья» : краткое содержание. Сюжет

Вася, часто гуляя по городу, решил как-то исследовать часовню. На чердаке он и встретил Валека, сына Тыбурция, и Марусю, из которой, по словам Драба, сами камни подземелий высосали жизнь. Вася угостил их яблоками, с чего и началась их дружба и общение. Вася часто жалуется на отца, совсем не уделяющего ему внимания, а вот Валек хвалит того, так как все в городе знают о справедливости судьи. В городе часто обсуждают, как отец Василия не побоялся судить настоящего графа. По ходу сюжета о дружбе детей узнает и сам Тыбурций. Он сердится, но позволяет им общаться с условием соблюдения тайны подземелья. Между тем, Вася начинает многое понимать… У нищих хороший ужин бывает лишь в одном случае: удается что-то украсть. Мальчик уверен, что красть - плохо, но и маленькую, болезненную Марусю ему так жаль… Наступает осень. Маруся совсем ослабла. Маленькая, всегда очень грустная. Однажды, Василий рассказал о ней Соне и девочка, жалея Марусю, позволила занести сверстнице собственную куклу, красивую и ценную. На время. Марусе пришелся временный подарок по душе: она даже начала улыбаться, порозовела. Васе было ее очень жалко. Однако о пропаже куклы узнала няня Сони. Она начала выпытывать у нее, куда делась кукла. Соня говорила, что кукла скоро придет. Она (кукла) гуляет. Про это узнал отец детей. Он задал Василию прямой вопрос:

Ты взял ее куклу?

Вася признался в этом. Отец начал выговаривать его за проступок, ведь это подарок покойной матери. Он спрашивал, куда делась игрушка. Но Василий молчал. Мальчик решил с Валеком, что надо вернуть игрушку домой, но, видя слезы Маруси, каждый раз не решается забрать куклу. Но… однажды появляется Тыбурций и возвращает судье куклу. Он все рассказывает про дружбу детей, и судья понимает, что несправедливо обвинял сына в воровстве. Он просит у Васи прощения… Печальная новость. Маруся умерла. Отец отпустил Василия попрощаться с Марусей и передал деньги Тыбурцию.

Краткое содержание: «Дети подземелья». Эпилог

Нищие из подземелий исчезли, и Вася никогда больше не встречал Валека и Тыбурция. Мальчик часто с отцом и Соней посещает могилку Маруси, где они общаются, читают. На могилке после их посещений остаются цветы, которыми так любила играть Маруся…

Вывод

Это лишь краткое содержание. «Дети подземелья» - произведение, которое нужно читать целиком. Сюжет этой повести прост. В нем нет детективных загадок или фантастических допущений, однако что-то цепляет! Краткое содержание вполне может подвигнуть многих на прочтение целой повести. И это хорошо. Оно того стоит.

Повесть "Дети подземелья", краткий пересказ которой представлен в этой статье, одно из самых известных произведений российского писателя и публициста Это история про мальчика, который вырос в благополучной семье, но столкнулся с несправедливостью и жестокостью по отношению к нищим. Преодолевая трудности, он регулярно проявлял доброту, сострадание и благородство, оказывая помощь обездоленным.

История создания

Повесть "Дети подземелья", краткий пересказ которой поможет лучше понять эту книгу, была написана автором во время его пребывания в ссылке в Якутии. Это было в период с 1881 по 1884 гг. В 1885 году он ее дорабатывал, уже находясь в Санкт-Петербурге, когда он оказался в камере предварительного заключения. Там он провел несколько дней, которые усердно дорабатывал произведение.

В том же 1885 году произведение "Дети подземелья" (краткий пересказ поможет подготовиться к экзамену или зачету) было впервые опубликовано в журнале "Русская мысль".

Интересно, что первоначально она называлась совсем иначе - "В дурном обществе". Сам автор признавался, что многие черты взял с натуры, поэтому описание получилось таким реалистичным. Автор подробно описывал город Ровно, который выведен под названием Княжье-Вено. Именно там Короленко сам учился в реальной гимназии, начиная с третьего класса. В образе судьи можно найти черты отца писателя.

Читая даже краткий пересказ "Детей подземелья" Короленко, в памяти остается образ старого замка, в котором и жили многие городские нищие. Его аналогом стал замок из дерева, который был построен в XV веке Марией Несвицкой. Когда Короленко был ребенком, здание уже стояло много лет заброшенным, в нем поселились бродяги и бездомные. Дворец окончательно разобрали в начале XX столетия. Сейчас на его месте появились стадион и гидропарк.

Краткий пересказ по главам "Детей подземелья" поможет лучше понять замысел автора, разобраться в особенностях его творчества. Он его включил в свою книгу под названием "Очерки и рассказы", которая впервые была издана в 1886 году, а затем пережила множество переизданий.

Название "Дети подземелья" появилось в 1886 году, когда сокращенная версия рассказа была опубликована в журнале "Родник". Именно в таком варианте и под таким названием ее и стали переиздавать на протяжении всего XX века, так она получила свою популярность.

При этом сам Короленко крайне негативно относился к подобным сокращением, был недоволен редакторскими вольностями, даже утверждая, что повесть теперь стало невозможно читать.

"Дети подземелья", краткий пересказ которых есть в этой статье, начинаются с рассказа главного героя мальчика Васи о смерти его мамы. Это произошло, когда ребенку исполнилось всего 6 лет.

Отец Васи сильно горевал, при этом стал уделять основное внимание своей дочери по имени Соня. Возможно потому, что она была сильно похожа на мать. Мальчик же рос, предоставленный сам себе, не испытывая особой заботы и любви.

Княж-Городок

По сюжету повести Короленко "Дети подземелья", Вася живет в местечке под названием Княж-Городок. Вокруг его окружает грязь, вонь, множество бедных и просто нищих людей. В Княж-Городке множество прудов, на одном из них высится большой старый замок, в котором скрываются бездомные и разные темные личности.

Между ними часто возникают ссоры и конфликты, в результаты некоторых даже прогоняют из замка. Оставшись без крова, они совершенно не знают, куда податься. Поэтому Вася их очень жалеет и переживает за этих людей.

Среди изгоев, которые живут в этом замке, выделяется Тыбурций Драб, который отличается жуткой внешностью, многие даже говорят, что он похож на обезьяну. При этом отмечают, что в глазах его светится ум и проницательность, а вот прошлое его покрыто завесой тайны. Практически всегда при нем двое детишек. Это 3-летняя девочка и мальчик семи лет.

Как-то раз Вася вместе со своими друзьями забирается в часовню, которая находится возле замка на высокой горе. В темноте часовни друзья ругают чертей и убегают, оставив главного героя в одиночестве. В результате Вася знакомится с малышкой Марусей и Вальком. Вскоре они становится настоящими друзьями.

Новые товарищи отводят Васю в подземелье, показывают, как живут.

В гостях в подземелье

Краткий пересказ рассказа "Дети подземелья" поможет любому, когда-либо читавшему это произведение, быстро освежить его в памяти. В продолжении повествования Вася начинает часто бывать у своих новых друзей, хоть и считается, что они выходцы из "плохого общества".

Оказывается, что Маруся - ровесница его сестры, но при этом выглядит очень болезненной и слабой. Практически всегда она грустная и очень бледная. Ее любимая игра - перебирать цветы. Валек утверждает, что "серый камень", которого так много в подземелье, высосал из нее всю жизнь.

Вася постоянно мучается в сомнениях, действительно ли любит его отец, местный судья. Даже в кратком содержании рассказа "Дети подземелья" всегда описываются эти сомнения и переживания. От нового друга главный герой узнает, что его отца все окружающие считают очень честным судьей, которые не боится выступать против влиятельных лиц, и даже осудил зажиточного графа. После этого и Вася начинает по-другому относиться к своему отцу.

Тыбурций узнает про дружбу детей

Об этой дружбе вскоре узнает Тыбурций. Из-за этого он начинает сильно сердиться, но не запрещает Васе посещать подземелье, потому что этому радуются его дети. Главный герой вскоре узнает для себя, что большая часть обитателей этого места выживают за счет мелкого воровства. Он продолжает жалеть Марусю, которая всегда испытывает голод, начинает носить ей игрушки.

К осени состояние девочки сильно ухудшается. Вася рассказывает о своей новой знакомой сестре, уговаривая отдать ее лучшую куклу, которую той подарила умершая мать. Девочка, обрадовавшись неожиданному подарку, начинает ходить и поправляться.

Конфликт с отцом

А вот отец Васи недоволен этой дружбой. Дома он обнаруживает пропажу куклы, после этого запрещает сыну уходить из дома. Валек и Вася решают вернуть куклу на место, но когда они забирают ее у Маруси, та начинает горько плакать. Вася понимает, что не может лишить своего друга последней радости и отказывается забирать игрушку.

В это время его отец подозревает сына в воровстве и с пристрастием допрашивает у себя в кабинете. В ответ на это Вася признается только в том, что взял куклу, но не рассказывает, кому ее отнес.

Внезапно куклу судье приносит Тыбурций, он же все рассказывает о дружбе их детей. Отец осознает, что его ребенок в действительности очень отзывчивый и добрый человек. Он просит у Васи прощения.

Смерть Маруси

Тыбурций рассказывает страшную новость, оказывается, что Маруся скончалась. Судья отпускает Васю проститься с девочкой. Даже дает ему деньги для нищих.

Вскоре после похорон Маруси Валек и Тыбурций пропадают из города. С тех пор Вася начинает каждую весну носить цветы на могилу девочки.