Формирование музикально-ритмических навыков в процессе музыкальной деятельности детей дошкольного возраста. «Развитие музыкально — ритмических движений у детей дошкольного возраста средствами музыки и танца Музыкально ритмические движения для детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие музыкально-ритмических движений у детей дошкольного возраста

Мастер – класс для педагогов образовательной организации

Музыкальный руководитель: Морочковская Татьяна Витальевна

Большое значение для сохранения физического и психологического здоровья детей имеет активизация их творческого потенциала, создание атмосферы поиска, радости, удовольствия, развитие детской индивидуальности, удовлетворение индивидуальных их потребностей и интересов.

В нашем дошкольном учреждении организован художественно-эстетический центр. Одним из направлений художественно-эстетического центра является студия “Весёлый каблучок” по развитию музыкально-ритмических движений у детей.

Музыка, движение – это средства, которые благотворно действуют на здоровье ребёнка. Музыкально-ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузки и утомления. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение. Движение и танец, помогают ребёнку подружиться с другими детьми, даёт определённый психотерапевтический эффект.

Используя свой опыт работы по развитию музыкально - ритмических движений у детей дошкольного возраста, на основе особенностей детей музыкальный руководитель Морочковская Т.В.. организовала практикум по обучению педагогов музыкально-ритмическим движениям

Цель данной разработки: развитие музыкально-ритмических движений у детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Развитие двигательных качеств и умений, развитие координации движений, формирование правильной осанки, красивой походки.
  2. Обогащение двигательного опыта детей разнообразными видами движений.
  3. Развитие творческих способностей, потребности в самовыражении в движении под музыку.

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ

Весь процесс обучения детей делится на 3 этапа.

  1. Начальный этап обучения упражнению (отдельному движению).
  2. Этап углубленного разучивания упражнения (движений, музыкально-ритмических композиций)
  3. Этап закрепления и совершенствования знаний двигательных навыков.

Начальный этап обучения характеризуется созданием предварительного представления об упражнении. На этом этапе обучения педагог рассказывает, объясняет и демонстрирует упражнения, а дети пытаются воссоздать увиденное, опробовать упражнение, подражая педагогу.

Название упражнений, вводимое педагогом на начальном этапе, создает условия для формирования его образа, активизирует работу центральной нервной системы детей.

Показ упражнения происходит в зеркальном изображении .

Объяснение техники исполнения упражнения дополняет ту информацию, которую ребенок получил при просмотре. Первые попытки опробования упражнения имеют большое значение при дальнейшем формировании двигательного навыка.

Успех начального этапа обучения зависит от умелого предупреждения и исправления ошибок. При удачном выполнении упражнения целесообразно его повторить несколько раз, закрепив тем самым предварительное представление о нем.

Этап углубленного разучивания характеризуется уточнением и совершенствованием деталей техники выполнения упражнений.

Основная задача этого этапа сводится к уточнению двигательных действий, пониманию детьми закономерностей движения, усовершенствованию ритма, свободного и слитного выполнения упражнения.

Главным условием обучения на этом этапе является – целостное выполнение упражнения. Количество повторений в занятии увеличивается, по сравнению с предыдущим этапом. На этапе углубленного разучивания дети приобретают некоторый опыт в исполнении движений по показу педагога и запоминают несколько композиций. Все это способствует развитию у детей самостоятельно выполнять выученные упражнения в целом.

Этап закрепления и совершенствования характеризуется образованием двигательного навыка и переходом его к творческому самовыражению в движении под музыку.

На этом этапе необходимо совершенствовать качество исполнения упражнений и формировать у детей индивидуальный стиль.

Этап совершенствования упражнения и творческого самовыражения считается завершенным лишь тогда, когда дети начнут свободно двигаться с полной эмоциональной и эстетической отдачей.

На занятиях ритмикой подбор упражнений соответствует возможности и подготовленности детей.

Продолжительность занятий обусловленное возрастом занимающихся (3-4 года – 15-20 минут; 4-5 лет – 20-25 минут; 5-7 лет – 30-35 минут) ; занятие состоит из подготовительной, основной и заключительной частей Вводную часть составляют упражнения и движения динамического характера, воздействующие на весь организм: ходьба, бег, прыжки. Затем следует основная часть, которая начинается с поклона. Третья часть занятия - музыкально-ритмическая – наиболее динамична. Здесь включены танцевальные движения, творческие задания, танцевальные композиции, хороводы, задания на построение и перестроение. В этой части задания дети самостоятельно могут создавать музыкальные образы.

Упражнения распределяются с учетом возрастания физиологической нагрузки в основной части занятия. В подготовительной части объединяются упражнения простые по координации, малые по амплитуде и выполняемые в медленном умеренном темпе; постепенное увеличение этих параметров движения и темпа приводит к усилению нагрузки в основной части; в заключительной части нагрузка постепенно снижается.

Музыка на занятии доступна восприятию ребенка. Используется детские песни, песни из мультфильмов, эстрадные и классические произведения.

Музыкальные стили и темп на протяжении занятия меняются, но основной темп – умеренный.

Музыкально-ритмические занятия проводятся с применением различных структур:

  1. Тематическое занятие
  2. Сюжетное занятие

III. Игровое занятие

  1. Импровизация
  2. Тематическое занятие.

Оно состоит из подготовительной, основной и заключительной частей.

Цель занятия : Воспитание интереса, потребности в движениях под музыку, развитие гибкости, пластичности, развитие способности к выразительному исполнению движений.

На занятие используются:

  1. Основные виды движений:

а) Ходьба бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, топающим шагом, вперед и назад (спиной), с высоки подниманием колена (высокий шаг) в разном темпе и ритме, ходьба гусиным шагом.

б) Бег – легкий, ритмичный, передающий различный образ (“бабочки”, “птички”, “ручейки” и т.д.), широкий (“волк”), острый (бежим по “горячему песку”).

в) Прыжковые движения – на двух ногах на мест, с продвижением вперед, прямой галоп – “лошадки”, легкое поскакивание.

  1. 2 . Общеразвивающие упражнения на различные группы мышц.

Упражнения на развитие гибкости, пластичности, точности и ловкости движений, координации рук и ног.

  1. Плясовые движения.

– Элементы народных плясок, доступных по координации. Например , поочередное выставление ноги на пятку, притопывание одной ногой “выбрасывание” ног, полуприседание для девочек, и полуприсядка для мальчиков и др.

Разучивание танцевальных упражнений: шаг польки, приставной шаг, поскоки и др., а также разучивание музыкально-ритмических композиций.

  1. Сюжетные занятия.

Сюжетное занятие выстраивается в соответствии с содержанием русских и зарубежных сказок.

В сюжетном занятии преобладают имитационные движения – разнообразные, образно-игровые движения, жесты раскрывающие понятный детям образ, динамику его настроений или состояний (в природе, в настроениях человека и животных, в вымышленных игровых ситуациях)

Цель занятия: Развивать у детей умение сочувствовать, сопереживать другим людям и животным – персонажем сказок.

Развивать художественно-творческие способности по средством ритмической пластики.

Сюжетное занятие проводится по заданному сценарию сказки, или произведения.

Занятие состоит из основных трех частей.

Подготовительная часть : сюда входят разминка и общеразвивающие упражнения, в которых отражен сюжет занятия, т.е. “сказочная зарядка”

Основная часть : это кульминация – наивысшая точка развития сюжета. В основную часть входят музыкально-ритмические композиции, соответствующие сценарию.

Заключительная часть – развязка на достижение целей, которые были поставлены в начале занятия перед детьми.

Можно использовать следующие сюжетные темы:

“На лесной опушке”, “Новогодняя сказка”, “Путешествие по сказкам”, “Теремок”, “Осень в гости к нам пришла”, “Весенняя карусель”.

III. Игровые занятия.

Игровое занятие по структуре напоминает сюжетное занятие.

Цель занятия : способствовать развитию у детей творческих и физических способностей. Содействовать развитию прыгучести, ловкости, координации движений, ориентирование в пространстве. Занятие состоит из трех частей: подготовительная, основная, заключительная.

В подготовительной части проводится разминка и общеразвивающие упражнения. Характер упражнений соответствует теме предлагаемой педагогом по типу зарядки.

Основная часть занятия включает в себя подвижные игры, отражающие тему занятия.

В заключительной части используется музыкально-ритмические композиции, соответствующие анной теме занятия.

Можно использовать следующие темы игровых занятий:

“В гостях у трех поросят”, “Путешествие в Морское царство”, “Поход в зоопарк”, “В гости к чебурашке” и др.

  1. Занятие импровизация

Занятие импровизация, как правило, проходит в конце учебного года. У детей развиты двигательные навыки, накоплен разнообразный музыкально- ритмический репертуар, что способствует творческому мышлению, воображению и фантазии.

Занятия импровизации проходит в свободной импровизированной форме.

Цель занятия: повторить изученный материал по ритмическим танцам. Учить импровизировать под музыку. Способствовать развитию импровизации, творческих способностей детей.

Ход занятия

  1. Дети входят под музыку в зал. Педагог и приветствует словами: - Девизом сегодняшнего праздника будет – “Танцуй веселей с нами поскорей”.

Конкурс – соревнование – итог года.

Выбираем лучших танцоров.

Конкурс “разминка”.

Определяются те, кто лучше всех умеет повторить за педагогом движения.

Выполнение общеразвивающих упражнений по музыку – импровизация на любую знакомую мелодию.

  1. Конкурс на лучшее исполнение танца . Танцы “Кузнечик”, “Два веселых гуся”, “Каравай” и др.
  2. Конкурс повтори за мной . Танец “Если весело живется”.
  3. Конкурс на лучшее исполнение танцевального движения . Танец “Лавота”.

Победителем считается тот, кто выполнит все задания и не расцепит рук.

Подведение итогов : определение и награждение победителей медалями: “Лучший танцор”, “Веселый танцор”, “Внимательный танцор”, “Талантливый танцор” и т.д.

Работа по реализации данного курса проводилась в течение двух лет. В результате диагностического обследования детей выявилась положительная динамика в развитии, кроме этого разученные с детьми музыкально-ритмические композиции используются в праздниках, концертах.


Развитие музыкально ритмических движений детей дошкольного возраста

Шадрина Елена Дмитриевна, музыкальный руководитель
Место работы: МБДОУ детский сад комбинированного вида №4 "Сказка" г. Сельцо Брянской области
Описание материала: Данный материал предназначен для музыкальных руководителей, воспитателей, родителей, педагогов дополнительного образования.
Цель: углубление и дифференциация восприятия музыки, её образов и формирования на этой основе у детей дошкольного возраста навыков выразительного движения.
Задачи: формировать красивую осанку и навыки выразительного движения детей дошкольного возраста;
развивать творческие способности детей.
" Танец - это мать всех искусств. Музыка и поэзия существуют во времени, живопись и архитектура в пространстве. Но танец живет одновременно во времени и пространстве" К. Закс
Музыкально ритмическая деятельность особенно привлекательна для дошкольников. Ритмика прекрасно развивает творческое воображение, овладевая разнообразными движениями, дети совершенствуют двигательные навыки. У них развивается мышечное чувство, пространственная ориентировка, координация, улучшается осанка.
Музыкально-ритмическая деятельность способствует формированию четкости и точности.
Развитие музыкальных способностей осуществляется в процессе совершенствования слуха и умения согласовывать свои движения с музыкой. Необходимо раньше начинать развивать эти умения в доступной и интересной для детей дошкольного возраста форме: ритмических упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов.
Музыкально ритмические движения развивают образное мышление потому что музыка способствует созданию новых образов. В таком творческом процессе педагог вместе с детьми обсуждает эти образы, подбирая правильные сравнения. Например, движения в танце под музыку А. Варламова "Красный сарафан" должны быть легкими, плавными, благородными. Исполняя танец "Мотыльков" И.С. Баха, ребята представляют себя легкими "невесомыми". В танце "Троллей" Э. Грига, нужно представить движения фантастических существ.
Музыкально ритмические движения развивают не только художественно творческие умения, но и способность к математике. Например, музыкальный руководитель даёт ребятам задание построиться в один большой круг, встать в два круга, перестроиться парами.
Музыкально ритмические движения чрезвычайно важны для формирования положительных черт характера, эмоционально волевых качеств личности.
Ритмические движения заставляют детей переживать выраженное в музыке. Это в свою очередь оказывает влияние на качество исполнения. Радуясь музыке, ощущая красоту своих движений, ребёнок эмоционально обогащается, испытывает подъём и жизнерадостность.
Таким образом музыкально ритмические движения являются воспитывающим процессом и помогают развитию многих сторон личности ребёнка: музыкально эстетической, эмоциональной, волевой и познавательной.
Ритмические упражнения
Муравьиная зарядка
1. Муравьи проснулись рано
(дети потирают глаза, сидя на корточках)
Потянулись, встали прямо.
(встают, руки поднимают вверх, затем опускают)
2. Прыг да скок, прыг да скок!
(прыгают на двух ногах, руки на поясе)
Новый начался денёк!
3. Вместе весело живем
(шагают на месте)
Хорошо быть муравьём!
4. Улыбнулись всем друзьям
(останавливаются, улыбаются друг другу)
Побежали по домам
легко бегут в одном направлении)
Музыкально игровая гимнастика
1. Мы идём, идём по кругу,
Друг за другом, друг за другом.
(ребята маршируют)
2. Превратились дети в мишек,
Прогуляться мишки вышли.
Бурые мохнатые
Мишки косолапые.
(ходьба на внешней стороне стопы)
3. Превратились в петушков,
Ножки поднимаем
"Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку!"-
Песню распеваем.
(ходьба с высоким подъёмом ног)
4. Превратились все в лошадок,
И теперь спешим, спешим
Как лошадки, как лошадки
Резво скачут малыши.
(прямой галоп)
5. Побежали наши ножки,
Побежали по дорожке.
(легкий бег друг за другом)
"Научились мы ходить"
1.Научились мы ходить,
Ножки поднимая,
Вот как наши малыши
Весело шагают
(ритмичная ходьба друг за другом)
2. Мы идём, мы идём,
Громко песенку поём!
Прыгнем раз да прыгнем два,
Прыгать рады мы всегда!
(прыжки на двух ногах с продвижением вперёд)
3. А теперь, как петушки,
Ножки поднимаем.
Вот как наши малыши
Хорошо шагают.
(ходьба с высоким поднимаем ног)
4. А теперь барашки,
Серые кудряшки,
По дорожке побежали,
Только ножки замелькали.
(легкий бег)
5. А теперь скорей в кружок,
Чтобы получить флажок.
(построение в круг)

Одним из видов музыкальной деятельности, который в большей степени способствует развитию детского творчества, являются музыкально-ритмические движения. В связи с введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования возросла потребность в эффективных методах воспитания детей дошкольного возраста. И музыкально-ритмическое воспитание, в этом смысле, оказывается одним из стержневых видов деятельности. Не секрет, что дети любят двигаться под музыку, но спонтанный танец – это не продукт интеллектуальной деятельности человека, это скорее движение, возникающее на уровне подсознания. Гораздо сложнее точно выполнять комплекс движений в определённой последовательности под определённую музыку.

Ещё сложнее танцевать группой, когда необходимо не просто выполнить движения, но и выполнить их синхронно. При разучивании танца происходит тренировка многих умений ребёнка: запоминание отдельных движений и движений в комплексе, координация движений, способность слушать музыку и повторять под неё движения (т. е. чувство ритма, способность выразиться творчески).

Работа музыкального руководителя по развитию музыкальных способностей ребенка в музыкально-ритмической деятельности строится по двум направлениям – развитие музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения. Музыкально-ритмические навыки – это навыки передачи в движении наиболее ярких средств музыкальной выразительности (формы, темпа, динамики, метроритма). Музыкально-ритмические навыки осваиваются детьми в процессе разучивания танцев, народных плясок и хороводов, упражнений, музыкальных игр, требования в работе над этими навыками последовательно усложняются. Навыки выразительного движения – это определенный запас движений, которые заимствованы из физической культуры (гимнастические упражнения, различные виды ходьбы, бега, перестроений), из области сюжетной драматизации (изображение птиц, зверей, человека и его деятельность), из области танца (элементы народных плясок, бальных танцев), а также движения детской пляски, существующие пожалуй только в детском саду.

Музыкально-ритмические движения:

– формируют красивую осанку, учат выразительным, пластичным движениям;

– развивают восприятие музыкальных образов, способность выражать их в движении, согласовывая с характером музыки, средствами музыкальной выразительности;

– совершенствуют танцевальные движения, используя все виды шага;

– выразительно и качественно дополняют танцы с различными предметами, давая собственную интерпретацию;

– учат прочному овладению техническими приемами, мимикой и жестом, выражению своих эмоций в осанке и позах;

– способствуют развитию творческого потенциала каждого ребенка.

В нашем детском саду уделяется огромное внимание музыкально-ритмическому развитию детей. Основное место в музыкально-ритмических движениях занимают игры.

Музыкальная игра – это активная деятельность, направленная на выполнение музыкально-ритмических задач. Она вызывает у детей веселое, бодрое настроение, влияет на активность процесса развития движений, формирует музыкальные способности. Играя, ребенок упражняется в движении, осваивает его, в процессе игры развиваются положительные качества личности ребенка, через игру он познаёт жизнь.

На занятиях подбор упражнений соответствует возможности и подготовленности детей. Продолжительность занятий обусловлена возрастом занимающихся (3-4 года – 15 минут; 4-5 лет – 20 минут; 5-6 лет – 25 минут; 6-7 лет – 30 минут), занятие состоит из подготовительной, основной и заключительной частей. Вводную часть составляют упражнения и движения динамического характера, воздействующие на весь организм. Затем следует основная часть, которая начинается с поклона. Третья часть занятия – музыкально-ритмическая – наиболее динамична. Здесь включены танцевальные движения, творческие задания, танцевальные композиции, хороводы, задания на построение и перестроение. В этой части задания дети самостоятельно могут создавать музыкальные образы. Проводя музыкальные игры и разучивая пляски, музыкальный руководитель продолжает воспитывать у детей интерес и любовь к музыке, развивает чувство ритма, музыкальную память. Продолжая обучение умению согласовывать свои движения с характером музыки, музыкальный руководитель использует более разнообразные по содержанию и форме музыкальные произведения, подводит детей к различению и осознанию наиболее простых элементов музыкальной выразительности. Дети учатся понимать и согласовывать свои движения с изменением силы звучания (громко-тихо), регистровой окраски (высокое и низкое звучание), темпа (быстро-медленно) и с простейшей формой музыкального произведения. Музыкальный руководитель предлагает детям двигаться под музыку двух- и трехчастных произведений с ярко контрастными частями и менять движения согласно изменению характера музыки, учит детей воспринимать элементы музыкальной выразительности в полном единстве с характером данной музыки.

Музыкально-ритмические движения чрезвычайно важны для формирования положительных черт характера, эмоционально-волевых качеств личности. Ритмические движения заставляют детей переживать выраженное в музыке. Это, в свою очередь, оказывает влияние на качество исполнения. Радуясь музыке, ощущая красоту своих движений, ребёнок эмоционально обогащается, испытывает подъём и жизнерадостность. Таким образом, музыкально-ритмические движения являются воспитывающим процессом и помогают развитию многих сторон личности ребёнка: музыкально-эстетической, эмоциональной, волевой и познавательной.

Анна Белянинова

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ

по дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе «Любознательный Вундеркинд»

Предмет «Ритмическая мозаика »

Тема : «»

Группа № 16, 1 года обучения

Составитель : педагог дополнительного образования

Белянинова Анна Геннадьевна

Краснодар, 2015 год.

1. Аннотация

2. Открытое занятие «Формирование навыков выразительного движения »

3. Приложение (фото материалы)

4. Опыт реализации

Аннотация :

Данное открытое занятие разработано в рамках дополнительной общеразвивающей программы «Веселый Вундеркинд» , по предмету «Ритмическая мозаика » , ориентировано на детей возраста 6 лет.

Цель моей работы : развитие детей дошкольного возраста.

Танцевальное движение - это один из наиболее продуктивных видов музыкальной деятельности с точки зрения формирования у дошкольников музыкального творчества и творческих качеств личности.

Формирование у дошкольников музыкально-двигательного , танцевального творчества, развитие музыкальности , умения творчески выразить свое восприятие музыки в движениях являются важными задачами ритмического воспитания . Но из-за недостаточно развитого чувства ритма не все дети могут гармонично сочетать движение с музыкой , выражать ее характер и музыкальный образ . Этим определена актуальность выбора темы моей работы.

Представленные в работе музыкально- ритмический материал , игры и танцы вырабатывают необходимые для гармоничного развития детей умения : владеть своим телом, выражать при помощи пластики жестов, мимики, различные эмоции, скоординировано двигаться, ориентироваться в пространстве. Музыкально- ритмические движения дают возможность освоить простейшие танцевальные движения , научиться двигаться с пением, ритмическим произношением слов .

Данный материал предложен в сюжетно-игровой форме, с использованием сказочных образов, что служит отличной базой для успешного понимания и разучивания ребенком танцевальных движений , и постановок. Дети, попадая в такие условия, проявляют активность, инициативу, находчивость, решительность.

Используя свой опыт работы по развитию музыкально- ритмических движений у дошкольников , на основе особенностей детей представляю модель для разучивания танца.

Тема занятия : «Музыкально- ритмические движения »

Цель : формирование творческих способностей средствами музыкально- ритмических движений .

Задачи :

1. формировать навыки основных танцевальных движений .

2. развить двигательные качества и умения, координацию движений , развитие ритма .

3. развить творческие способности, потребности в самовыражении в движении под музыку .

4. обогатить двигательный опыт детей разнообразными видами движений .

Форма занятия :

Предполагаемый результат :

Формируются навыки основных танцевальных движений ,

Улучшаются двигательные качества и умения, координацию движений , развитие ритма ,

Развиваются творческие способности, потребности в самовыражении в движении под музыку ,

Повышено качество исполнения двигательного опыта детей разнообразными видами движений .

5. Дидактические, методические, наглядные пособия :

для учащихся :

Элементы костюмов

для педагога :

фонограммы

Оборудование :

Магнитофон

В данном занятии используются технологии :

Игровые,

Здоровьесберегающие,

Развивающие

Структура занятия :

1. Организационный момент (организованный вход детей в класс и построение в линии, поклон - приветствие) - 3 минуты

2. Разминка на середине : (разогрев всех групп мышц) – 5 минут

3. Прыжки по кругу – 3 минут

4. Основная часть : игроритмика (танцы - игры упражнения на ориентировку в пространстве– 14 минут

5. Заключительная часть : упражнения для восстановления дыхания, работы рук, поклон – 3 минут.

6. Подведение итогов. – 2 минут.

Ход занятия

1. Организационный этап

Дети входят в зал друг за другом и строятся вдоль зеркала лицом к педагогу. Приветствие.

Педагог : Сегодня к нам на занятие пришли гости , они хотят посмотреть, чему вы научились. Давайте с ними поздороваемся (дети встают врассыпную лицом к гостям и делают поклон) .

Ну, а мы с вами отправляемся путешествовать на паровозике! Прошу вас занять места , мы отправляемся в «Сказочную страну» .

(Дети строятся друг за другом)

Паровозик (педагог) везёт вагончики (детей) преодолевая на своём пути препятствия.

Путешествие сопровождают песенкой "Веселые путешественники" дети идут по кругу и «змейкой»

Педагог : Стоп! Приехали! Первая станция «Ритмическая полянка » Выходите из вагонов. Ребята, посмотрите, как красиво вокруг, какая красивая цветочная полянка. Выберете себе понравившийся цветок, подойдите к нему, и мы сейчас проведем разминку на нашей полянке.

Проводится танцевальная разминка.

Ритмический танец «Антошка» (под песню «Антошка» ).

Вступление. Дети становятся врассыпную, ноги на ширине плеч, руки на поясе, качают головой вправо-влево.

1-й куплет. На счет 1 – небольшой наклон вперед с прямыми вытянутыми вперед руками; на 2 – выпрямиться, руки на поясе. Повторить 5 раз.

Припев. На 1 – наклон туловища вправо; на 2 – выпрямиться; на 3 – наклон влево; на 4 – выпрямиться. Повторять движения до конца припева .

2-й куплет. На 1 – протянуть вперед правую руку; на 2 – поставить ее на пояс; на 3 – протянуть вперед левую руку; на 4 – поставить ее на пояс. Повторить 2 раза.

Проигрыш. Встать прямо, ноги вместе, руки сжаты в кулачки. Выполнять полуприседания, имитируя игру на гармошке.

Припев. Повторить движения припева после 1-го куплета.

3-й куплет. Выполнять «присядку» , выпрямляясь, выставлять на пятку то правую ногу, то левую и разводить руки в стороны.

Припев. Шаг на месте, покачивая головой вправо-влево. В конце – прыжки : ноги в стороны, ноги вместе с хлопками над головой. На последний звук – сесть на пол.

2. Основной этап

Педагог : Ну, что, ребята, нам пора отправляться дальше! Нас ждет «Танцевальная площадка» .

«змейкой»

Педагог : Ребята, мы с вами приехали на удивительную площадку, где мы научимся красиво танцевать.

«Барбарики»

Цель : учить детей ритмично исполнять основные шаги, передвижения сочетая хлопки и притопы.

Игра «Дискотечный марафон»

Цель и задачи : научить детей активности и самостоятельности, коммуникативных способностей.

Дети становятся на любом месте.

Звучит музыка , дети выполняют свободные танцевальные движения .

Остановка музыки дети становятся в статичную фигуру.

Игра повторяется 3 раза

Самые внимательные награждаются аплодисментами.

Разучивание танцевальной композиции «Бабка – Ежка»

Цель и задачи :добиваться эмоциональности и выразительности исполне-ния.

Музыкальное сопровождение : песня «Бабка Ежка» сл. и муз. Т. Морозова

Хореография : Т. Суворова

И. П.: ноги в 6 п., руки свободно опущены

На неведомых дорожках, выпад в пр. сторону пр. р. над бровями – «смотрим вдаль» ,повторить в лев. сторону

Где растёт дремучий лес. поднимаем руки вверх и опускаем

Избушка там на курьих ножках. руки домиком над головой

Да сосны вьются до небес. поднимаем руки вверх и опускаем

Кто в избушечке живёт? держать руку «под козырек» (то правую, то левую)

Песню громкую поёт? удивляются : вправо - влево

Там бабушка Яга приседаем : руки как «Чунга-Чанга»

Костяная нога 4 хлопка по пр. н. – 4 раза

Припев :

Бабка Ёжка, выгляни в окошко показываем Бабку Ежку в окошке

(2 раза) (показать руками окошко)

Не боимся мы тебя руки на пояс, поочередно выставлять на пятку то пр., то л. н. – 4 раза

Тру-ля-ля, тру-ля-ля

Выходи скорей гулять

Будем петь и танцевать


Проигрыш : сложить руки полочкой, поворот вокруг себя в правую сторону, затем в левую сторону.

Ох, и скучно же старушке повторяются движения первого куплета

Жить одной в такой глуши.

Когда вокруг одни лягушки

Да густые камыши.

Вот бы было б хорошо,

Кабы в гости кто пришел

к бабушке Яге –

Костяной ноге.

Припев : повторить движения припева

Педагог : Ребята, какие вы молодцы, как весело нам было на танцевальной площадке, но нам пора возвращаться!

Путешествие сопровождают песней "Веселые путешественники", дети идут по кругу и «змейкой» .

3. Заключительный этап. Подведение итогов занятия .

а. упражнения для восстановления дыхания

б. упражнения для рук

в. игра «Зеркало»

г. поклон

Педагог отмечает работу каждого ребенка.


Анализ опыта реализации :

Занятие было проведено с детьми 6-ти летнего возраста.

Дети закрепили и повторили пройденный материал, показали свое умение работать как индивидуально, так и в группе.

Дети научились согласовывать движения с характером музыки , с наиболее яркими средствами музыкальной выразительности : ритмичности и выразительности : ритмично и выразительно двигаться,

играть в музыкальные игры , а также повышено качество исполнения танцевальных композиции;

У детей формируется чувство ритма , выражающееся в том, что дети чувствуют в музыке ритмическую выразительность , откликаются на нее и передать ее в движении ; формируются художественно-творческие способности.

У детей появилась уверенность, они стали более общительными, робкие и застенчивые преодолели неуверенность, научились управлять собой, своим поведением, телодвижениями , стали приносить истинную радость. У них повысился интерес к музыкальной деятельности , в частности, к совместному исполнению движений . Дети внимательнее стали слушать музыку , начинать и заканчивать движения в соответствии с продолжительностью ее звучания. Начали увереннее ходить, легко бегать, ритмично двигаться , а также выразительно передавать движения и музыкально – игровой образ .

Именно это занятие поможет ребенку в дальнейшем успешно осваивать другие виды художественно-творческой деятельности, т. к. тяга к творчеству является не врожденным качеством, не природным даром, а результатом воспитания. Эта тяга к творчеству может быть сама обращена в средство педагогического воздействия, в частности, в средство развития личности дошкольника.

Использованные источники и литература :

1. Барышникова Т. Азбука хореографии. - М., 1999.

2. Бочкарева Н. И. Развитие творческих способностей детей на уроках ритмики и хореографии . Учебно–методическое пособие. – Кемерово, 1998.

3. Буренина А. И. Ритмическая мозаика . – Спб., 1997.

4. Горшкова Е. В. От жеста к танцу. Методика и конспекты занятий по развитию у детей 5-7 лет творчества в танце. –М., 2002. – 120с.

5. Коренева Т. Ф. Музыкально- ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2001. – Ч. 1. – 112 с.

6. Коренева Т. Ф. Музыкально- ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2001. – Ч. 2. – 104 с.

7. Слуцкая С. Л. Танцевальная мозаика . Хореография в детском саду. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2066. – 272 с. + вкл.

8. Видео : Методика логоритмики и танцевальные этюды для детей 3-6 лет Л. Богомазова, 2009.

Наталья Квитка

Проект по художественно – эстетическому развитию «Развитие чувства музыкального ритма у детей дошкольного возраста в музыкально- ритмических движениях ».

Актуальность. Современное ДОО - это уникальное образовательное учреждение нового типа, совершенно непохожее на детский сад еще десятилетней давности. В условиях модернизации образования, вариативности программ и типов дошкольных учреждений все острее обозначается необходимость решения проблемы целостного развития ребенка . Необходимым условием гармоничного развития ребенка является полноценное музыкально -эстетическое воспитание, развитие основ восприятия музыки . Об этом свидетельствует обязательность художественно-эстетического воспитания и развития детей , прописанное в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) .

Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка , формируется личность человека.

Музыкальное воспитание для детей дошкольного возраста имеет важное значение, как для интеллектуального развития , так и для физического. Для развития музыкальных способностей необходимо не только пение или слушание музыки , но и музыкально- ритмические движения .

Музыкально- ритмические движения служат делу познания ребёнком окружающей действительности и, в то же время, - являются средством выражения музыкальных образов , характера музыкальных произведений . Выдающийся музыкальный педагог А . Д. Артоболевская, в книге "Первая встреча с музыкой " утверждает, что музыкальные способности детей проявляются и развиваются , прежде всего, через движение с музыкой .

Через музыку и движение у ребенка развивается не только художественный вкус и творческое воображение, но и формируется внутренний духовный мир ребенка.

Говоря о развитии музыкальных способностей в музыкально- ритмической деятельности имеют в виду, прежде всего способность ощущать ритмическое своеобразие в музыке и передавать это в своих движениях . Поэтому перед педагогом стоит задача учить воспринимать развитие музыкальных образов и согласовывать с ними свои движения .

Видя красоту движения в играх , плясках, хороводах, стремясь выполнить движение как можно красивее , изящнее, согласовать его с музыкой , ребенок развивается эстетически , приучается видеть и создавать прекрасное.

Значение музыкально- ритмических движений в жизни ребенка заключается в том, что они :

1. обогащают эмоциональный мир детей и развивают музыкальные способности ;

2. развивают познавательные способности;

Таким образом, тема музыкально- ритмического развития детей в музыкально- ритмических движениях является актуальной в дошкольном педагогическом процессе.

Цель исследования : отобрать методические рекомендации для развития чувства музыкального ритма в музыкально- ритмических движениях у детей младшего дошкольного возраста .

Объект исследования : содержание и организация образовательной деятельности на уровне дошкольного образования .

Предмет исследования : чувство музыкального ритма и его развитие у детей младшего дошкольного возраста в музыкально- ритмических движениях .

Гипотеза исследования : если использовать .

Учитывая объект, предмет и цель исследования, мы сосредоточили внимание на решении следующих задач :

1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по данной проблеме.

2. Разработать диагностику исследования ;

3. Разработать методику .

4. Провести педагогический эксперимент в три этапа.

Методы исследования :

Теоретические :

1. Анализ научно-методической, педагогической литературы.

Эмпирические :

1. Наблюдение.

2. Беседа.

3. Педагогический эксперимент в три этапа.

База исследования : МДОУ детский сад комбинированного вида №2 «Звездочка» Люберецкий муниципальный район Московской области.

Проект рассчитан на 3 месяца.

Проект предполагает проведение одного занятия в неделю кружковой работы, как часть традиционной музыкально- ритмической деятельности , индивидуальную работу, а также работу в свободное от занятий время и работу во вторую половину дня.

Продолжительность занятия –15-20 минут

1 этап – подготовительный (1неделя)

Анализ научно-методической, педагогической литературы.

Научные исследования в области музыкальной педагогики и опыт многих дошкольных учреждений , а также исторический опыт свидетельствуют о том , что музыкальное воспитание оказывает влияние на всестороннее развитие личности . Основоположником современной теории ритмического воспитания явился швейцарский музыкант , педагог, пианист и дирижер Жак Эмиль Далькроз (1865-1950, который считал, что ребенку сначала надо пережить то, что он впоследствии должен усвоить.

В нашей стране система ритмического воспитания разработана Н. Г. Александровой, Е. В. Кононовой. Специальные исследования проведены Н. А. Ветлугиной, А. В. Кенеман, Б. М. Тепловым.

Б. М. Теплов в работе «Психология музыкальных способностей » дал определение понятию «чувство ритма » . Музыкально- ритмическое чувство - восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке . Это способность активно переживать музыку , чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его. Ритм - одно из выразительных средств музыки , с помощью которого передается содержание.

Чувство ритма развивается , прежде всего, в музыкально - ритмических движениях , соответствующих по характеру эмоциональной окраске музыки . Согласованность ритма движений и музыки также одно из условий, необходимых для развития этой способности . Занятия ритмикой позволяют прочувствовать и выразить в движениях смену настроений в музыкальном произведении , совершенствовать чувство ритма с помощью координации движений и музыки .

Музыкально- ритмическое воспитание (ритмика ) - это специальный предмет, который имеет целью активизировать музыкальное восприятие детей через движение , прививать им навык осознанного отношения к музыке , помогает выявить их музыкальные творческие способности. Занимаясь ритмикой , дети активно участвуют в передаче характера музыки , ее темпа, динамики, ритма , формы. Развитие чувства ритма – это основная задача ритмики .

Работа с родителями

Одними усилиями воспитателя на занятиях без поддержки родителей трудно добиться желаемого результата.

Цель работы с родителями : приобщение семьи к формированию положительных эмоций и чувств ребёнка , поддержание заинтересованности, инициативности родителей к жизни детского сада.

Музыкальное воспитание и развитие ребёнка в семье зависит от условий,

которые определяются врождёнными музыкальными задатками , образом жизни семьи её традициями, отношением к музыке , общей культурой. Изучить эти условия помогает анкетирование родителей в начале проектной деятельности

Анкетирование родителей «Мой ребёнок и музыка » :

Вопросы Результаты

1. Какое место в жизни вашего ребёнка занимает музыка ?

2. Любит ли он её слушать? Какую музыку предпочитает ?

3. Какое самое любимое произведение вашего ребёнка? А ваше?

4. Любит ли он под эту музыку двигаться , танцевать? 5. Понимает ли он содержание музыки ?

6. Передаёт ли в движении характер музыки , её ритм ?

7. Насколько эмоционально ребёнок

реагирует на музыку ?

8. В чём это выражается?

10. Каково ваше участие в музыкальном развитии ребёнка :

Есть ли дома фонотека детской

музыки ? Посещаете ли вы детские спектакли? Смотрите ли вы по телевизору музыкальные программы вместе с ребёнком?

Обсуждаете ли вы их?

Вывод : большинство родителей не интересуются музыкальным воспитанием детей , не знают их любимых музыкальных произведений , не видят их музыкальных способностей .

Решение проблемы : правильно организовать работу по музыкальному

воспитанию в семье, проводить беседы, консультации о музыке , совместные праздники и досуги, привлекать родителей к активному участию в жизни ДОУ и группы в частности. По результатам анкетирования выбираются формы сотрудничества.

Составляется план работы с родителями, успешное выполнение которого зависит от активности и инициативы со стороны родителей, целенаправленности и дифференцированного подхода к сотрудничеству с семьёй со стороны ДОУ.

Формы работы с родителями :

Индивидуальные беседы; Досуги и развлечения ;

Оформление наглядного материала, дидактических игр;

Родительские собрания и консультации;

Дни открытых дверей;

Домашние задания;

Ведение блога на сайте МДОУ.

2 этап - исследовательский этап (2,5 месяца)

В экспериментальном исследовании приняли участие 16 воспитанников младшей группы МДОУ №2 д/с «Звездочка» . Исследовательская работа проходила в три этапа : констатирующий, формирующий и контрольный.

Цель опытно-экспериментальной работы : выявление начального уровня развития чувства музыкального ритма у детей младшего дошкольного возраста и разработка и апробация методики развития чувства музыкального ритма у детей данного возраста посредством музыкально – ритмических движений .

Выявление уровня (констатирующий эксперимент)

Цель : Определение начального уровня развития чувства музыкального ритма у детей младшего дошкольного возраста .

Задачи :

1. Разработать диагностические задачи;

2. Провести диагностику уровня развития музыкально- ритмического чувства ;

3. Составить критерии оценки уровня развития чувства ритма ;

4. Обработать полученный результат.

Чтобы выявить уровень развития чувства музыкального ритма мы использовали методику диагностики О. П. Радыновой и провели два диагностических задания : первое – на исполнение ритмического рисунка с помощью хлопков, и второе – танец под музыку .

Диагностика чувства ритма

1 задание. Воспроизведение в хлопках ритмического «Ах вы сени» (аудиозапись) .

Педагог предлагает детям прослушать мелодию русской народной песни «Ах вы сени» , затем прохлопывает ритмическую последовательность . После этого педагог предлагает детям самим прохлопать ритм мелодии .

(в баллах) :

3 балла - точное выполнение ритмического рисунка .

2 балла - допускает небольшие неточности.

1 балл - ритмический рисунок не соответствует мелодии.

2 задание. Соответствие движений характеру музыки , соответствие ритма движений ритму музыки .

Звучат фрагменты из трех произведений.

1) Т. Ломова «Мелодия» ,

2) М. Журбин «Марш» ,

3) А. Гречанинов «Моя лошадка» .

Ребенку предлагается задание - потанцевать под музыку . Дети должны передать в движениях характер музыки , ритм .

Критерии и оценки выполнения задания (в баллах) :

3 балла - выразительные движения , смена движений в соответствии с характером музыки и ритмом .

2 балла - есть желание двигаться под музыку , но движения не всегда соответствуют характеру музыки .

1 балл – ребенок начинает делать движения под музыку , но они не передают характер и ритм музыки .

В соответствии с критериями нами было выделено три уровня развития чувства ритма : высокий, средний и ниже среднего.

Высокий - 6 баллов

Средний - 4-5 баллов

Ниже среднего – 3-1 балл

Анализ результатов констатирующей диагностики представлен в таблице 1.

Таблица 1.

1 Варвара Б. 2 2 4

2 Даниил Б. 1 2 3

3 Варвара В. 2 2 4

4 Анастасия Е. 2 2 4

5 Семен К. 2 2 4

6 Григорий К. 1 2 3

7 Иван К. 2 2 4

8 Ульяна П. 1 2 3

9 Роман С. 1 2 3

10 Наталья С. 2 2 4

11 София С. 2 2 4

12 Эвелина С. 2 2 4

13 Артем С. 1 2 3

14 Таисия Т. 1 1 2

15 Анна Т. 1 2 3

16 Денис Л. 2 2 4

По итогам выполненных заданий, учитывая общий балл, мы распределили и получили следующие результаты, представленные в таблице 2.

Таблица 2.

№ Имя, фамилия ребенка Общий балл Уровни

1 Варвара Б. 4 С

2 Даниил Б. 3 НС

3 Варвара В. 4 С

4 Анастасия Е. 4 С

5 Семен К. 4 С

6 Григорий К. 3 НС

7 Иван К. 4 С

8 Ульяна П. 3 НС

9 Роман С. 4 С

10 Наталья С. 4 С

11 София С. 3 НС

12 Эвелина С. 4 С

13 Артем С. 3 НС

14 Таисия Т. 2 НС

15 Анна Т. 3 НС

16 Денис Л. 4 С

Результаты диагностики в процентном соотношении представлены на диаграмме Рисунок 1.

Как видно из таблицы 2 и рисунка 1, 9 детей (56%) находятся на среднем уровне, 7 детей (44%) детей нет .

Анализируя отдельно каждый показатель, можно констатировать, что наибольшее затруднение у детей вызвало первое задание. Ритмический рисунок , хотя и с небольшими неточностями, исполнили 9 детей (56%, а у остальных 44% ритмический рисунок не соответствовал ритму заданной мелодии .

С удовольствием и желанием потанцевали под музыку 15 детей , но у них не было смены движений в зависимости от характера музыкального произведения , его ритма . Один ребенок не смог воспроизвести в хлопках ритмический рисунок мелодии и выполнить движения , соответствующие характеру музыки .

Развитие чувства музыкального ритма у детей младшего дошкольного возраста в музыкально – ритмических движениях (формирующий эксперимент)

Исходя из результатов констатирующего эксперимента, мы наметили дальнейшую работу по развитию чувства музыкального ритма .

Для дальнейшей исследовательской деятельности мы разделили данную группу детей на две подгруппы , по 8 человек в каждой (экспериментальную и контрольную) .

В начале формирующего эксперимента нами была сформулирована и поставлена цель дальнейшей работы.

Целью формирующего этапа опытно-экспериментальной работы является развитие чувства музыкального ритма у детей младшего дошкольного возраста в музыкально – ритмических движениях .

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи :

1. Разработать задания для развития чувства музыкального ритма .

2. Провести экспериментальное исследование.

Важную роль в развитии чувства ритма , прежде всего, выполняют музыкально – ритмические упражнения , а так же музыкальные игры . В них дети отражают и передают в движении ритмический рисунок звучащей музыки . Так же в музыкальных играх развивается быстрота двигательной реакции, способность к быстрой смене движений в соответствии с характером музыки .

В своей работе мы использовали следующие задания на развитие чувства музыкального ритма :

«Ноги и ножки» муз. В. Агафонникова

Использовалась аудиозапись «Ноги и ножки» муз. В. Агафонникова.

Методика проведения : Педагог предлагает детям погулять, но обращает внимание, что прошёл дождик, и на земле образовались лужи. Чтобы не промочить ноги, нужно перешагивать через лужи. Дети вместе с педагогом шагают «большими ногами» . Затем педагог сообщает, что впереди тропинка и по ней надо бежать. Дети бегут «маленькими ножками» . После чего движения выполняются под музыку в сопровождении пения педагога. (Текст песни : «Большие ноги шли по дороге : топ-топ-топ топ-топ-топ. Маленькие ножки бежали по дорожке : топ-топ-топ-топ-топ, топ-топ-топ-топ-топ».) Когда дети освоят движения под пение , упражнение проводится только под инструментальную музыку .

«Ножки весело стучат» муз. Г. Ф. Вихаревой.

«Ножки весело стучат» музыка Г . Ф. Вихаревой.

Методика проведения : педагог дает детям прослушать новую песню, которая называется «Ножки весело стучат» , вместе с детьми определяет, что песня веселая. Затем предлагает детям потанцевать. Педагог показывает движения в соответствии с текстом песни, а дети повторяют. Обращает внимание детей на ритмичность музыки , говоря, что выполнять движения нужно дружно , всем вместе. В первом куплете («Как у наших у ребят ножки весело стучат» ) - они топают одной ногой; во втором («А устали ножки, хлопают в ладошки » ) – хлопают в ладоши; в третьем («А потом в присядочку пляшут дети рядышком» ) – выполняют «пружинку» ; а в четвертом («А как пустятся бежать – никому их не догнать» ) – бегут «стайкой» по кругу. В припевах дети кружатся «топотушкой» . В конце танца педагог хвалит всех детей .

«Матрёшки» под ред. Л. Е. Казанцевой.

Использовалась аудиозапись песни «Матрёшки» под ред. Л. Е. Казанцевой, кукла – неваляшка.

Методика проведения : Педагог говорит детям, что к нам в гости пришла кукла – неваляшка. Дети смотрят, как она качается. Затем педагог просит детей покачаться также , как куколка. Дети выполняют движения , поочерёдно отрывая ноги от пола (передают метрическую пульсацию) . После этого педагог предлагает детям потанцевать под музыку . Дети танцуют по показу педагога, ритмично выполняя движения , в соответствии с текстом песни : «Мы матрешки, вот какие крошки, и у нас, и у нас чистые ладошки »– показывают ладошки ; «Мы матрешки, вот какие крошки, И у нас, и у нас новые сапожки» - выставляют ногу на пятку; «Мы матрешки, вот какие крошки, Поплясать, поплясать мы хотим немножко» - выполняют «пружинку» ; «Ох устали мы плясать, теперь будем отдыхать» - качают головой. В начале каждого куплета дети покачиваются с ножки на ножку, изображая матрёшек.

«Розовые щёчки» муз. Г. Ф. Вихаревой

Использовалась аудиозапись песни «Розовые щёчки» муз. Г. Ф. Вихаревой.

Методика проведения : педагог предлагает детям прослушать песню «Розовые щечки» и определить характер музыки . Мелодия очень веселая. Затем педагог приглашает детей потанцевать . Дети ритмично выполняют движения в соответствии с текстом песни по показу педагога. В первом куплете (текст песни : «Малыши, малыши - розовые щечки. А у нас, а у нас - звонкие ладошки ») - дети ритмично хлопают в ладоши , во втором (текст : «Малыши, малыши - розовые щечки. А у нас кулачки - словно молоточки» ) – ритмично ударяют кулачком по кулачку, в третьем (текст : «Малыши, малыши - розовые щечки. А у нас, а у нас - весело в садочке!» ) – выполняют «пружинку» , а в четвертом куплете (текст : «Малыши, малыши - розовые щечки. А у нас, а у нас - ротик на замочке!» ) – указательный палец ритмично прикладывают к губам.

Музыкальная игра «Солнышко и дождик» муз. М. Раухвергера.

Использовалась аудиозапись мелодии «Солнышко и дождик» муз. М. Раухвергера.

Методика проведения : Педагог проводит беседу о том, что делают дети на прогулке, когда светит солнышко (гуляют, играют) . Что они будут делать, если вдруг пойдёт дождик (будут прятаться под зонтик или под крышу) . Затем, дети слушают музыку «Солнышко и дождик» . После этого, педагог приглашает детей погулять . Музыка звучит спокойно , напевно. Педагог поёт : смотрит солнышко в окошко, светит в нашу комнату, а дети спокойно ходят в разном направлении, передавая шагами метрическую пульсацию. Далее педагог поет : мы похлопаем в ладошки , очень рады солнышку. Дети вместе с воспитателем хлопают в ладоши, передавая ритм мелодии . Под звуки металлофона педагог раскрывает зонтик, подпевая «дождь идет» , и все дети прячутся под зонтик. А педагог спрашивает : «Никого дождь не замочил, все успели спрятаться?» В последствие, эту игру можно использовать на прогулке.

Проверка эффективности проделанной работы на формирующем этапе эксперимента (контрольный эксперимент)

С целью определения эффективности разработанной методики по развитию чувства музыкального ритма в музыкально – ритмических движениях был проведен контрольный эксперимент, который проводился с экспериментальной и контрольной группами.

Задачи контрольного эксперимента :

1. Выявить динамику развития чувства музыкального ритма у детей младшего дошкольного возраста .

2. Определить эффективность разработанной методики развития чувства музыкального ритма у детей младшего дошкольного возраста в музыкально – ритмических движениях .

На данном этапе использовался тот же диагностический материал и критерии оценки, что и на констатирующем этапе эксперимента.

Результаты контрольной диагностики в экспериментальной и контрольной группах приведены в таблице 4 и таблице 5.

№ Имя, фамилия ребенка Задание 1 Задание 2 Общий балл

1 Варвара Б. 3 2 5

2 Даниил Б. 2 2 4

3 Варвара В. 3 3 6

4 Анастасия Е. 3 2 5

5 Семен К. 3 3 6

6 Григорий К. 2 2 4

7 Иван К. 3 2 5

8 Ульяна П. 2 2 4

№ Имя, фамилия ребенка Задание 1 Задание 2 Общий балл

1 Роман С. 1 2 3

2 Наталья С. 2 2 4

3 София С. 2 2 4

4 Эвелина С. 2 2 4

5 Артем С. 1 2 3

6 Таисия Т. 1 1 2

7 Анна Т. 1 2 3

8 Денис Л. 2 2 4

Индивидуальная динамика результативности контрольной диагностики в контрольной и экспериментальной группах представлена на диаграмме рисунок 2 и на диаграмме рисунок 3.

Рисунок 2. Индивидуальная динамика результатов контрольной диагностики детей экспериментальной группы.

Рисунок 3. Индивидуальная динамика результатов контрольной диагностики у детей контрольной группы .

Как видно из гистограмм в экспериментальной группе произошли изменения. Особенно улучшились результаты у двоих детей . По итогам диагностики их общий результат увеличился на два балла. У остальных детей результат улучшился на один бал.

Анализируя индивидуальные изменения в контрольной группе, можно заключить, что изменений в результатах на контрольном этапе эксперимента у детей данной группы не произошло.

Общую картину распределения детей контрольной и экспериментальной групп по уровням развития чувства музыкального ритма можно увидеть в таблице 6 и таблице 7.

Таблица 6.

Результаты контрольной диагностики в экспериментальной группе.

1 Варвара Б. 5 С

2 Даниил Б. 4 С

3 Варвара В. 6 В

4 Анастасия Е. 5 С

5 Семен К. 6 В

6 Григорий К. 4 С

7 Иван К. 5 С

8 Ульяна П. 4 С

Таблица 7.

Результаты контрольной диагностики в контрольной группе.

№ Фамилия, имя ребенка Кол-во баллов Уровень

1 Роман С. 3 НС

2 Наталья С. 4 С

3 София С. 4 С

4 Эвелина С. 4 С

5 Артем С. 3 НС

6 Таисия Т. 2 НС

7 Анна Т. 3 НС

8 Денис Л. 4 С

В экспериментальной группе двое детей переместились на высокий уровень, трое улучшили свои результаты до среднего уровня. И трое детей остались по-прежнему на среднем уровне, но у них произошли изменения в результатах отдельных показателей.

В контрольной группе у детей не произошли изменения уровня развития чувства музыкального ритма .

Распределение детей по уровням развития чувства музыкального ритма по итогам контрольной диагностики в экспериментальной группе можно увидеть на диаграмме рисунок 4.

Рисунок 4. Распределение детей экспериментальной группы по уровням развития чувства музыкального ритма

Из вышесказанного можно сделать вывод об эффективности проделанной нами работы на формирующем этапе эксперимента.

3 этап - заключительный этап.

Подведение итогов реализации проекта

В процессе опытно – исследовательской работы мы наблюдали за детьми, проводили беседу о характере прослушанной музыки и провели педагогический эксперимент в три этапа.

На констатирующем этапе эксперимента мы выявили уровень развития чувства музыкального ритма у детей дошкольного возраста . Для диагностики использовались два диагностических задания. Первое задание на воспроизведение в хлопках ритмического рисунка мелодии русской народной песни «Ах вы сени» , и второе – соответствие движений характеру музыки , соответствие ритма движений ритму музыки .

В итоге мы выявили, что 56% детей находятся на среднем уровне, 44% детей на уровне ниже среднего. С высоким уровнем детей нет .

В ходе формирующего эксперимента мы разработали и провели целенаправленную работу по развитию чувства музыкального ритма у детей младшего дошкольного возраста в процессе музыкально – ритмических движений . На этом этапе осуществлялась проверка гипотезы «Если использовать музыкально- ритмические движения в музыкальных играх , то это будет способствовать развитию чувства музыкального ритма ».

Цель контрольного эксперимента - выявить динамику развития чувства музыкального ритма у детей младшего дошкольного возраста контрольной и экспериментальной групп. Результаты диагностики свидетельствовали об эффективности разработанной и проведенной на формирующем этапе методике.

Таким образом, сопоставив данные констатирующего и контрольного эксперимента, мы выяснили, что использование музыкально- ритмических движений в музыкальных играх способствуют развитию чувства музыкального ритма у детей младшего дошкольного возраста .

В итоге цель, поставленная в начале исследовательской работы «отобрать методические рекомендации для развития чувства музыкального ритма в музыкально- ритмических движениях у детей младшего дошкольного возраста » достигнута. Доказана гипотеза исследования : если использовать музыкально- ритмические движения в музыкальных играх , то это будет способствовать развитию чувства музыкального ритма . Поставленные задачи решены.