Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе для детей с онр. Конспект логопедического занятия по формированию лексико - грамматической стороны речи в подготовительной группе для детей с ТНР Тема: « Домашние

Анжелика Агапова
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий для детей с ОНР

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико – грамматических категорий для детей с ОНР в коррекционной группе ЗПР

Тема : «В гости к бабушке в деревню» .

Программное содержание :

Коррекционно-образовательные :

Уточнять и расширять словарь по теме «Овощи» ;

Учить образованию относительных прилагательных;

Продолжать учить образованию существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами ;

Закрепить навык образования существительных во множественном числе

Коррекционно – развивающие цели :

Развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику, коммуникативные навыки, психические процессы.

Коррекционно – воспитательные цели :

Воспитывать дружеские взаимоотношения, желание помочь старшим.

Методы : словесные, наглядные, практические.

Оборудование : тропинка, игрушка- бабушка, домик, деревья, ватман с изображением огорода, скамейка, зеркала, картинки овощей, д/и «Один много» , «Какой сок, салат» .

Ход занятия:

1. Организациооный момент. Приветствие

Круг широкий вижу я,

Это все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо,

А потом пойдем налево.

В центре круга соберемся,

И на место все вернемся.

Улыбнемся, подмигнем,

И в гости к бабушке пойдем.

Логопед : Ребята, я приглашаю вас отправиться в гости к бабушке. По тропинке мы пойдем прямо в деревню попадем.

Мы присядем на скамейку и послушаем сказку нашей бабушки.

1. Артикуляционная гимнастика.

Логопед : Жили были дедушка и бабушка. К ним внуки приехали в гости, толстые (надуваем щёки, С ними худые – лишь кожа да кости (втягиваем щёки) .

Бабушка с дедушкой всем улыбались (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы,

Бабушка внукам блинов напекла (распластанный язык на нижней губе)

Блинчик жуем, завернем и прикусим (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы,

Блинчик с вареньем малиновым вкусным (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад) .

Чашки поставим, чтоб чаю налили (широкий язык загибаем кверху чашечкой,

Чаю попили - никто не обижен («чашечка» двигается вперёд-назад).

Вкусный был завтрак – мы губки оближем (кончик языка облизывает губы по кругу) .

Дедушка сделал для внуков качели (широкий язык ставится попеременно то за верхние, то за нижние зубы,

Все мы на них покачаться успели.

Дедушка ловко на лошади скачет (щёлкаем языком,

Вот замедляет лошадка шажочки (медленное цоканье с натягиванием подъязычной связки,

3. Развитие психических процессов (мышления, памяти)

Логопед : Наша бабушка в огороде собирает урожай. А какой узнаете, отгадав загадки :

Я длинный и зеленый, вкусен я соленый,

Вкусен и сырой. Кто же я такой? (Огурец)

Заставит плакать всех вокруг,

Хоть он и не драчун, а. (Лук)

Маленький и горький, луку брат. (Чеснок)

Круглый бок, желтый бок,

Сидит в грядке колобок.

Врос в землю крепко.

Что же это? (Репка)

И зелен, и густ на грядке вырос куст.

Покопай немножко : под кустом. (картошка)

Красна девица

Сидит в темнице,

А коса на улице. (Морковь)

Как надела сто рубах,

Захрустела на зубах. (Капуста)

4. Развитие мелкой моторики пальчиковая игра «Капуста»

Мы капусту рубим, рубим (ладошками рубим)

Мы капусту трём, трём (кулачки трут друг друга)

Мы капусту солим, солим (солим щепоткой)

Мы капусту мнём, мнём (пальчики сжимаем и разжимаем)

В баночку кладём и пробуем.

Логопед : Ребята, что за урожай собрала бабушка?

Дети : Урожай овощей.

Логопед : Бабушка ухаживает за огородом, и свои фрукты называет ласково. Давайте ей поможем назвать овощи ласково.

5. Игра «Назови ласково» (с мячом) .Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами .

Логопед : - Я буду бросать вам мяч, и называть овощ, вы будете называть этот овощ ласково и бросать мне мяч обратно.

Помидор – помидорчик; морковь-морковочка

Огурец – огурчик; тыква – тыковка;

Лук – лучок; свёкла – свёколка;

Чеснок – чесночок; капуста – капустка;

Горох – горошек; картошка – картошечка.

Молодцы, садитесь на свои места. Играем дальше.

6. Игра «Один – много» Образование существительных мн. числа

Логопед : Ребята у меня один овощ, а в огороде много.

У меня один помидор, а в огороде…помидор

У меня один огурец, а в огороде много …огурцов

У меня одна морковка, а в огороде много…моркови

У меня один кабачок, а в огороде много…кабачков

У меня одна капуста, а в огороде много…капусты

Логопед : Молодцы ребята, а теперь настала пора помочь бабушке собрать урожай овощей

7. Речь с движением «Урожай» .

В огород пойдем, урожай соберем. Маршируют.

Мы морковки натаскаем «Таскают» .

И картошки накопаем. «Копают» .

Срежем мы кочан капусты, «Срезают» .

Круглый, сочный,

Очень вкусный, Показывают круг руками 3 раза.

Щавеля нарвем немножко «Рвут» .

И вернёмся по дорожке. Маршируют.

Молодцы, а бабушка приготовила сок, салат и суп из овощей.

8. Игра «Какой сок, салат» . Образование относительных прилагательных.

Логопед : – Сейчас я буду называть овощ. А вы будете отвечать , какой сок, суп, салат из него можно приготовить.

Сок из моркови- морковный Суп из гороха – гороховый

Сок из капусты- капустный Суп из картофеля – картофельный

Сок из свёклы- свёкольный

Салат из огурцов- огуречный

Ребята, а бабушка для вас приготовила раскраски с изображением овощей.

Логопед : Пора возвращаться в детский сад. По тропинке мы пойдем в детский сад попадём.

Логопед : Ребята вам понравилось наше путешествие?

Дети : Да, было интересно

Логопед : У кого в гостях мы были?

Дети : В гостях у бабушки, в деревне.

Логопед : Какие овощи росли у бабушки на грядке?

Дети : Огурцы, помидоры, капуста, морковка, лук, репа.

Логопед : Как одним словом назвать, всё это что?

Дети : Овощи

Логопед : Вы молодцы, помогли бабушке собрать урожай овощей.

Публикации по теме:

Рекомендации для родителей по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у воспитанников Тема «Посуда» Задание 1. Родителям рекомендуется: рассмотреть вместе с ребенком посуду - кухонную, чайную, столовую; закрепить с.

Конспект фронтального логозанятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с ОНР Тема: «Падежные конструкции. Родительный падеж существительных в единственном и множественном числе без предлога и с предлогом «У».Лексическая.

Конспект логопедического занятия по формированию фонетической стороны речи и лексико-грамматических средств языка Конспект логопедического занятия по формированию фонетической стороны речи и лексико – грамматических средств языка в старшей группе с.

Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматических категорий «Космос» Конспект фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий (старшая группа). Тема «Космос» Цель: Коррекционно.

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР Занятие по развитию лексико-грамматических категорий. Тема: Сложносочиненное предложение с союзом А. Цели: - обучающая: научить детей.

Конспект занятия по развитию речи и развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе с ЗПР Тема: «Путешествие в страну Гномию». Цели занятия: 1. Закрепление предлогов в, на, под, к, у, над, от, за. 2. Умение составлять предложения.

Конспект занятия на тему: Полет в Космос Цель: формирование знаний детей о Космосе, Дне Космонавтики. Задачи: коррекционно – образовательные:.

Логопедическая НОД по формированию лексико-грамматических категорий у детей 5–6 лет с ОНР «Транспорт» Цели: - Продолжать учить составлять описательный рассказ по предложенной схеме на тему “Транспорт”. - Совершенствовать слоговую структуру.

ЦЕЛЬ: закреплять и расширять знания детей по лексической теме: «Одежда». Закрепить произношение звуков: С, Сь. ЗАДАЧИ: -совершенствовать.

Обобщающее занятие по формированию лексико-грамматических категорий и развитию речи старших дошкольников Обобщающее занятие по формированию лексико-грамматических категорий и развитию речи. Планета «Детство» Цели занятия - Совершенствовать.

Библиотека изображений:

Задачи:

закреплять названия домашних птиц и их птенцов, расширять знания о домашних птицах, обогащать и активизировать словарь по данной теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи для детей старшего возраста с ОНР на тему: «Домашние птицы».

Учитель-логопед Кошелева С.А

Цель логопедического занятия: формирование лексико-грамматических средств языка.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: закреплять названия домашних птиц и их птенцов, расширять знания о домашних птицах, обогащать и активизировать словарь по данной теме.

Коррекционно-развивающие: развивать словесно-логическое мышление, мелкую и общую моторику, просодическую сторону речи, продолжать развивать у детей умения: образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных; образовывать существительные множественного числа; закрепить умение правильно употреблять в речи простые предлоги. Развивать творческие способности, эстетическое восприятие цветовосприятие, воображение, фантазию, интерес к рисованию в технике пуантилизма.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к домашним птицам, учить внимательно слушать собеседника, формировать навыки доброжелательности, самостоятельности.

Оборудование : телевизор, иллюстрации с изображением домашних птиц, изображение картинки птичницы, картинка «птичий двор», маски-шапочки с изображением дом птиц, мяч, запись голосов домашних птиц, контурное изображение петуха, гуашь, ватные палочки, аудиозапись детской песенки «Танец маленьких утят».

Предварительная работа: Чтение сказки В.Сутеева «Петух и краски», разучивание стихотворения «Петушок».

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

1 -Здравствуйте, милые дети, вы всех прекрасней на свете. Вот таким хорошим пригожим, я предлагаю образовать круг.

«Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся».

Ребята с помощью рукопожатия я передаю вам всю свою доброту, положительные эмоции, хорошее настроение, дружбу и она от меня идёт к Кате, от Кати к Алеше, от Алёши к Тихону и т. далее по кругу и возвращается ко мне. Я чувствую, что каждый из вас добавил частичку своей доброты, дружбы. Пусть же она греет вас и не покидает на протяжении всего дня!

Ребята, посмотрите, сколько гостей собралось, давайте поприветствуем их.

2.Сообщение темы занятия.

(на экране телевизора картинка «Птичий двор».)

Сегодня, ребята, мы с вами отправимся на птичий двор.

Логопед предлагает его внимательно рассмотреть, задает ребятам следующие вопросы:

– Кто живет на птичьем дворе? Как можно назвать этих птиц? (Домашние птицы.)

– Почему их называют домашними? (Потому, что они живут рядом с человеком, и человек заботится о них.)

Как называется профессия человека, который работает на птичьем дворе? (показ. картинку птичницы). Что делает птичница? (дает птицам корм, воду)

– Какую пользу человеку приносят домашние птицы? (Птицы дают человеку яйца, мясо, пух и перья.)

  1. Лексико-грамматические игры и упражнения

1. Игра «Волшебные превращения»

Я предлагаю вам превратиться в птиц, отгадав загадки. Кто первый отгадает загадку о птице, тот станет этой птицей, а наша группа – птичьим двором.(Дети отгадывают загадки, логопед надевает им на голову маски-шапочки с изображением домашних птиц.)

Загадки

1.Длинная шея, красные лапки, щиплет за пятки, беги без оглядки. (Это гусь.)

2. Квохчет, хлопочет, детей созывает, всех под крылья собирает. (Это курица.)

3. Ходит, болбочет, на всех страх наводит. (Это индюк.)

4. Ходит на рыбалку неспеша, вразвалку: сама себе удочка, кто это? (Это уточка.)

5. Живу во дворе, пою на заре. На голове гребешок. (Это петушок.)

Дети становятся в круг (петушок, гусь, курица, уточка, индюк). Логопед произносит следующее:

– Я по кругу иду, птичку выбрать хочу. Ты кто? (Я петушок.)

– Петушок, спой нам песенку. (Кукареку!)

– Что петух делает? (Петух кукарекает.)

(Таким же образом образуются глаголы для остальных птиц: утка крякает, индюк болбочет, курица кудахчет, гусь гогочет, шипит.)

4. Упражнение «Весёлая семейка»: Назовите папу, маму и птенца каждой птицы. (выставляется картинка с семьями)

Петух, курица, цыпленок.

Гусь, гусыня, гусенок.

Селезень, утка, утенок.

Индюк, индейка, индюшонок.

5 . Дидактическая игра "Один – много". - Давайте поиграем в игру «Один - много». Мы волшебники немного, был один, а станет много.

курица – курицы, куры,
петух – петухи,
цыпленок – цыплята,
гусь – гуси,
гусыня – гусыни,
гусенок – гусята,
утка – утки,
селезень – селезни,
утенок – утята,
индюк – индюки,
индюшка – индюшки,
индюшонок – индюшата,
6. Игровое упражнение «Назови ласково»

- Птичница очень любит своих птиц, и зовет их ласково. Дети, я буду называть домашнюю птицу, а вы будете называть их так, как зовет их птичница: (игра с мячом)

Курица – курочка, утка – уточка, петух – петушок, цыпленок – цыпленочек, утенок – утеночек, гусенок – …, птенец-птенчик, крыло – …, клюв -…, перо -…, лапа -…, хвост – … .

7. Упражнение «Кто лишний?»: Внимательно посмотри на картинку. Что перепутал художник? Какие птицы не живут в курятнике? Расскажи, где находится каждая птица и как расположены предметы в курятнике, используя предлоги на, около, у, с (со), за.

  1. Физминутка

На нашем птичьем дворе начинаются танцы, я приглашаю всех танцевать.(Дети изображают движения домашних птиц, исполняют танец «Веселые утята».)

IY. ИЗО-терапия (техника рисования палочками, пуантилизм)

Дети, посмотрите, какой необычный петушок пришел к нам в гости. Вы узнали, из какой он сказки? (Да, он из сказки «Петух и краски» В.Сутеева.)

Как вы думаете, хорошо ему гулять нераскрашенным? Сможем ему помочь?

Конечно, поможем ему! Он станет разноцветным, когда мы выполним различные задания.

Вспомним правила работы с ватными палочками и гуашью. Рисунок создается при помощи отдельных точек (или мазков) разного цвета. При этом краски физически не смешиваются между собой. Точки можно ставить близко друг к другу или, наоборот, оставлять больше свободного места. Правильно держать стержень ватной палочки тремя пальцами, обмакивать ватную палочку в краску. Много краски на палочку не набираем, примакнули к листу бумаги и отпустили.

В краску палочкой макнем
Точки рисовать начнем.
Можно рисовать их в ряд
Или тыкать наугад.
Контур обведем сначала,
Чтобы легче было нам.
Точками, теперь известно,
Рисовать всем интересно.
Увлекательно, забавно
И немного своенравно!

Лист бумаги и палочки ватные,
Краска, водичка и карандаш
Вот, что нам нужно. И время приятное,
Чтоб получился рисуночек наш.

Берите «волшебные палочки» и приступайте к работе.

Давайте скажем волшебные слова.

Ты немножко покрутись в разноцветного петушка превратись.

(нераскрашенный петух «превращается» в разноцветного).

Вы, дети, молодцы.!

Y. Чтение стихотворения « Петушок».

(Оксана С. и Тихон Б. рассказывают стихотворение.)

К нам в гости петушок пришёл

И семью свою привёл:

Курочку – пеструшку и цыплёнка Дюшку.

Как украшен петушок!

Острый клюв и гребешок,

Яркий хвост с узорами,

Сапоги со шпорами.

Любит Петя рано встать

И ку-ка-ре-ку кричать!

Громко петушок поёт,

Спать детишкам не даёт.

По двору он важно ходит,

В травке зернышки находит.

Как же петушок хорош –

Лучше Пети не найдёшь!

Есть у петушка подружка –

Это курочка – Пеструшка.

Есть у петушка сынок –

Цыплёнок – желтенький комок.

Весёлая семейка в курятнике живёт,

Дремлет на насесте

Да зёрнышки клюёт.

YI. Итог занятия. Оценка деятельности детей.

– Ну вот, пришло время прощаться нам с птицами. Скажем им и птичнице спасибо и до свидания.
– Ребята, а у каких птиц в гостях мы сегодня были?
– Кого из домашних птиц встречали?
– Полезны ли для человека домашние птицы?
– Чем? (Они дают мясо, яйца, перо, пух)
– Надо ли человеку ухаживать за птицами?
– Почему?
– Мы многое сегодня вспомнили и повторили. Молодцы!.


Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических категорий по теме: «Относительные прилагательные».

Новокузнецк 2015

Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических категорий для детей с нарушением речи.

Тема: «Относительные прилагательные»

(Старшая группа.)

Цель:

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

    учить детей называть признаки времен года;

    учить образовывать относительные имена прилагательные и подбирать имена существительные к ним.

Коррекционно-развивающие:

    развивать у детей умение замечать неточности в весенней картинке и выделять их;

    развивать мышление и связную речь;

    закреплять навык использования в речи предлога без;

    упражнять детей в образовании существительных множественного числа именительного и родительного падежей.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать у детей интерес к изменениям, происходящим в природе и окружающей действительности весной.

Методы и приемы: загадка, наглядные методы (иллюстрации), словесные методы (беседа, рассказ, вопросы), игровые упражнения.

Оборудование: сюжетные картинки с изображением проталин, луж, ручейков, цветущих деревьев, грозы, тающих сосулек (капели), яркого солнышка, майских жуков; сюжетные картины по теме «Весна» и «Что перепутал художник?»

Ход занятия

1. Организационный момент.

Солнце ярче светит. Дует теплый ветер.

Птицы с юга прилетели.

Звонко капают капели.

Вот и кончилась зима.

К нам опять пришла... (Весна.)

М. Картушина

Логопед демонстрирует детям сюжетную картину «Весна». На картине допущены неточности (кроме весенних примет нарисованы приметы других времен года). Проводится игра «Что перепутал художник?». После этого дети садятся на свои места.

2. Объявление темы.

Логопед: Ребята! Наконец к нам пришла долгожданная весна. Сегодня мы с вами будем отмечать ее рождение. А чем же весна отличается от других времен года? Послушайте внимательно.

3. Вводная беседа.

Весна

Весной солнце появляется чаще, греет теплее. Под лучами солнца в снегу появляются проталины. Небо весной голубое, высокое, чистое. Облака на небе легкие, пушистые, перистые - как перышки.

Деревья весной просыпаются. На них появляются почки, листочки. Почки зеленые, липкие, пахучие. Земля весной оттаивает. Она рыхлая, теплая, мягкая. Трава весной молодая, светло-зеленая, шелковистая. Весной прилетают птицы. Они чирикают, щебечут, вьют гнезда, ищут корм.

Просыпаются весной звери. Они прыгают, бегают, ищут пищу. Некоторые звери меняют старую

вимнюю шубку на новую. Засвистит, защелкает в кустах соловей. В лужах заквакают лягушки, майские жуки с гудением носятся между ветвями, бабочки порхают с цветка на цветок, кукует кукушка. Люди надевают весеннюю одежду. Все рады весне.

4. Развитие лексико-грамматических категорий.

Логопед: Вы внимательно прослушали мой рассказ, а теперь попробуйте сказать, без чего не может быть весны. Для этого используйте картинки, которые находятся перед вами.

Дети: Весна не может быть без яркого солнца.

Весна не может быть без луж.

Весна не может быть без ручейков.

Весна не может быть без грозы.

Весна не может быть без майских жуков.

Весна не может быть без проталин.

Весна не может быть без капели.

Весна не может быть без подснежников. И т.д.

Игра «Образуй новое слово». Подбор существительных к прилагательному и согласование их в роде.

Весна (что может быть весенним?) - весенний дождь, весеннее солнце, весенняя радуга. Март (что может быть мартовским?) - мартовский день, мартовская оттепель, мартовский праздник, мартовские лужи. Апрель - апрельские цветы, апрельское солнышко.

Май - майские праздники, майский жук, майская гроза, майское солнышко.

Дождь - дождливый день, дождливое небо, до ждливая погода. ;

Гроза - грозовое небо, грозовая туча.

Солнце - солнечные лучи, солнечный зайчик| солнечное небо, солнечная поляна.

Физкультминутка «Краски весны» . Выполнение движений по тексту стихотворения.

Снова нет ручьям покоя - День и ночь журчат в кустах.

Бегут по кругу друг за другом.

Ходит солнце золотое

В чистых-чистых небесах.

Спокойно идут друг за другом.

Льет лучи на лес и луг

Приседают - встают.

И на все цветы вокруг.

Б. Асаналис

«Цветок» над головой.

Логопед: А теперь давайте посмотрим, чего бывает много весной. (Проводится по картинкам.)

Игра «Один - много». Согласование имен числительных и имен существительных. Одна что? (Лужа.) Если несколько, то как о них скажем? (Лужи.) А много чего? (Луж.) Ручей - ручьи - ручьев. Дерево - деревья - деревьев. Туча - тучи - туч. Проталина - проталины - проталин. Сосулька - сосульки - сосулек. Лужайка - лужайки - лужаек. Почка - почки - почек. Гроза - грозы - гроз. И т.д.

Логопед: Сегодня утром к нам в детский сад пришло послание от весны. Но послание зашифровано, И нам с вами нужно его расшифровать.

Игра «Составь рассказ». Согласование слов

между собой, составление предложений.

Греет, солнце, ярче.

Окном, за, тает, снег.

Солнце, сосульки, на, тают.

Капель, окном, звенит, за.

Деревьях, на, почки, появляются.

Дети совместно с логопедом объединяют предложения в рассказ и несколько детей его пересказывают.

5. Итог занятия. Логопед: Чей день рождения мы сегодня отмечали? Что бывает только весной? Как вы думаете, почему люди так радуются весне?

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических и фонетических средств языка в старшей группе.

Тема «В гостях у Машеньки и медведя»

Образовательные:

  • закрепить названия детенышей животных,
  • учить отвечать полным предложением.

Коррекционные:

  • закрепить образование притяжательных и относительных прилагательных;
  • правильное употребление в речи приставочных глаголов и падежных конструкций;
  • закрепить умение производить звуковой анализ и синтез слов.

Воспитательные:

  • воспитывать у детей интерес к речевой деятельности,
  • умение выслушивать других детей, не перебивая.

Оборудование: домик, корзинка, карточки «пирожки», картинки с детенышами, пирог с фруктами и ягодами, маска медведя и Машеньки.

Ход занятия:

1. Огр. Момент.

(на фланелеграфе картинки – лес, ягоды, грибы, короб)

Дети, вы хотите попасть в сказку? Кто догадался, их какой сказки эти предметы? (Правильно, «Маша и медведь»)

Кто же нам поможет попасть в сказку? (логопед обращается к девочке) Назови свое имя – Даша.

Попробуйте первый звук заменить на «М», какое имя получиться? (Маша)

Вот и появилась главная героиня сказки – Машенька (одевает платок на голову и передничек)

2. Игра «Подружки»

Ребята, а куда отправилась Маша? (в лес)

С кем она пошла? (с подружками) Что взяла с собой Маша? (корзинку)

Пока собирала Маша ягоды, ушли подружки далеко-далеко. Стала Маша звать подружек.

Я буду называть начало слова, а вы добавляйте слог «ЛЯ» (О-ЛЯ,У-ЛЯ,А-ЛЯ, ПО-ЛЯ, МИ-ЛЯ, ГА-ЛЯ)

3. Психогимнастика

Вышла Маша на полянку и увидела, как веселятся зайчата (дети иммитируют животных), пробежала лисичка, появился серый волк, прошел косолапый мишка.

4. Игра «Мама и детеныши»

А на другой полянке гуляли мамы и их детеныши. Назовите маму и её детенышей (НА ПОЛЯНЕ ГУЛЯЕТ ЛИСА С ЛИСЯТАМИ И Т.Д.)

5. Игра «Чей хвост? Чьи ушки?»

Увитдели звери Машеньку, испугались, спрятались кто куда: кто за дерево, кто за куст, кто за пенек, только ушки и хвостики выглядывают.

Чей хвост, чьи ушки увидела Машенька? (за пеньком Маша увидела заячьи ушки и заячий хвостик и т.д.)

6. Игра «Стукни как я»

Убежали звери. Тихо в лесу стало, только слышен как кто то стучит. Кто же может в лесу стучать? (дятел)

Попробуйте отхлопать песенку дятла. (/ //, /// /, /// //, /// ///)

7. Образование приставочных глаголов и относительных прилагательных.

К избушке Маша что сделала? (подошла)
Вокруг избушки? (обошла)
В избушку? (зашла)
Из избушки? (вышла)

Посмотрела вокруг — нет никого. Стала Маша думать – как же встретить приветливо хозяина? (испекла Маша пирожки) Да все с разной начинкой. Расскажите какие получились пирожки?

(с малиной – малиновый пирог, с фасолью, с тыквой, с клюквой, с клубникой)

8. Игра «Собери словечко»

Тут на запах и мишенька пришел (ребенок в маске). «Отпущу я тебя к дедушке и к бабушке и гостинцев еще дам»

В корзинку можно положить только те пирожки, на которых слово отгадать сможете. Вставьте один звук вместо точки: КО-, СО-, ДО-, Б-К, ТО-, С-М.

9. Игра «Найди Машин домик» — звуковой синтез слов

Пришла Маша в деревню, а дом свой найти не может. Помогите ей ребята!

(у каждого ребенка лист с двумя домиками — на первом домике цифры – 2134, а ан втором – 3454, а между домами пронумерованы буквы:

И С М А Ш
1 2 3 4 5

10. Итог занятия.

Гришина Лариса Анатольевна,
учитель-логопед,
г. Ижевск

Конспект логопедического занятия по формированию лексико - грамматической стороны речи в подготовительной группе для детей с ТНР
Тема: « Домашние животные»

логопед МБДОУ № 148 Бахтина Е.Г. Г. Ульяновск

Образовательные:

Закреплять представления детей о домашних животных;

Дать детям представление о том, где живут домашние животные, какую пользу они приносят человеку, чем питаются, кто какие звуки издает и как за ними ухаживать.

Коррекционно-развивающие:

Формировать навык словообразования;

Корригировать и развивать связную речь детей;

Пополнять активный и пассивный словарный запас детей.

Воспитательные:

Формировать любовь к домашним животным и желание ухаживать за ними.

Оборудование

Домашние животные (картинки, муляжи, разрезные картинки)

Ход занятия

1. Организационный момент

2. Актуализация и проверка знаний, имеющихся у детей по теме «Домашние животные».

К нам пришли гости, отгадайте, кто они?

1. Му-му-му!

Молока кому (корова)

2. Мягкие лапки,

На лапках царапки. (кошка)

3. Гладишь-ласкается,

Дразнишь-кусается. (собака)

4. У кого хвост и грива (лошадь)

5. Дает молоко нам, хотя не корова,

Она непоседа и егоза…

Как называем ее мы? (коза)

6. Толстовата, неуклюжа,

Любит грязь и любит лужи,

Любит спать и любит хрюкать,

Пятачком в грязи похлюпать?

7. С людьми животное живёт.

Его стригут два раза в год.

Даёт нам шерсть, чтоб мы оделись,

В одежде шерстяной согрелись.

В отаре на лугу пасётся.

Как то животное зовётся?

(Овечка) .

(Отгадки выставляются на магнитную доску)

3. Изучение нового материала.

а) Работа над речевым материалом.

В:-Догадались, кто у нас в гостях?

В:-Как их можно назвать одним словом?

Дети: Домашние животные.

В:Домашние животные живут рядом с человеком и приносят большую пользу. Корова нам дает молоко, кефир, масло, сметану, творог, ряженку. Коза нам дает молоко, шерсть. Овечка нам дает шерсть, из которой прядут нитки. Из ниток вяжут носки, варежки, свитера и делают шерстяные ткани. Лошади помогают человеку перевозить грузы. Собака охраняет дом, кошка ловит мышей. Человек кормит и ухаживает за животными, строит жилище для них.

б) Игра «Кто где живет? »

На магнитной доске изображения домов различных животных, картинки с изображениями животных. Подбираем домик для каждого животного. Дети выходят по очереди к доске, подбирают домик для животного, ставят напротив животного и проговаривают:

Корова живет в коровнике.

Собака живет в будке.

Кошка живет в доме.

Овцы и козы живут в хлеву.

Лошадь живет в конюшне.

Физминутка

«Цок-цок-цок! »-лошадка скачет,

«Цок-цок-цок»-копытом бьет.

«Цок-цок-цок»-тележку тащит,

На тележке нас везет. Дети скачут, как лошадки на месте.

Останавливаются и ударяют носком ноги по полу.

Снова скачут на месте.

Приседают на корточки и встают.

4. Закрепление изученного материала

а) Расскажите, какую пользу приносят домашние животные.

В:-Собака охраняет дом.

Д:-Кошка ловит … .(мышей)

Д:-Коза дает …. (молоко и шерсть)

Д:-Овца дает … .(шерсть и мясо)

Д:-Лошадь помогает перевозить… .(грузы)

Д:-Корова дает …. (молоко)

Д:-Свинья дает… .(мясо)

В:-Корова мычит-«му-у-у»

Д:-Свинья…. (хрюкает –«хрю-хрю»)

Д:-Собака …. (лает-«гав-гав»)

Д:-Кошка (мяукает-«мяу-мяу»)

Д:-Коза …. (мекает-«ме-ме-ме»)

Д:-Овца… .(блеет-«бе-е-е»)

Д:-Лошадь…. (ржет-«иго-го-го»)

в) Игра «Кто что ест»

В:-Хищные домашние животные едят мясо, рыбу, кости, сметану, молоко, кашу и т. д. Кошка и собака относятся к хищным животным.

Д:-Собака ест …. (кашу, мясо, кости)

Д:-Кошка ест …. (рыбу, молоко, мясо, мышей, сметану)

В:-Травоядные животные едят траву, сено.

Д:-Корова ест…. (траву, сено)

Д:-Лошадь ест … .(траву и сено)

Д:-Коза любит … .(капусту, траву)

Д:-Овца любит … .(траву, сено)

г) Развитие мелкой моторики (работа в тетради на стр. 5)

В:-Что вы видите на картинке?

Д:-Молоко, блюдце и косточку.

В:-Как вы думаете, для кого из домашних животных приготовлено это угощение?

Д:-Молоко-для кошки, а косточка –для собаки.

В:Обведите простым карандашом косточку, коробку с молоком и блюдце, а потом раскрасьте кружку и кружочки на коробке так, как вам хочется,

Физминутка «Котик»

Вот какой коташка, (идут «кошачьим шагом»)

Круглая мордашка, (гладят лицо)

А на каждой лапке (изображают когти)

Коготки царапки.

Все ему игрушки- (прыжки на месте)

Кубик и катушка.

Котик, словно мячик, (прыгают на месте)

По квартире скачет. (О. Высотская)

д) Развитие навыка связной устной речи.

Воспитатель читает рассказ «Спор животных».

Вопросы к тексту:

Кто стал спорить?

О чем спорили домашние животные?

Что сказал конь?

Что сказала корова?

Что сказала собачка?

Что сказала овца?

А что сказал человек? Ответы детей подкрепляются зачитыванием соответствующей фразы.

е) Психоречевая гимнастика «Спрячь слоги в ладоши»

Дети выхлопывают слоговые структуры слов: ко-ро-ва, ло-шадь, ко-за, со-ба-ка, кош-ка, ов-ца и т. д.

ж) Составление домашних животных из разрезных картинок.

Собрать домашнее животное, назвать его, составить предложения по плану.

Какие части тела у него есть?

Домашнее или дикое животное?

Как называется его дом?

Чем питается?

Какую пользу приносит?

5. Подведение итогов.

Какую тему изучали на уроке?

Почему их назвали «домашними животными»?

Каких домашних животных вы знаете?

Какую пользу они приносят человеку?