Открытое занятие в средней группе с экспериментированием. Конспект занятия по экспериментированию в средней группе в лабораторию к профессору почемучкину. Цели и задачи экспериментирования в средней группе

Программное содержание: Учить детей устанавливать элементарные связи в неживой природе. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воздуха. Продолжать развивать у детей познавательную деятельность в процессе экспериментирования. Развивать речь детей при описании увиденного и установлении причинно-следственных связей. Развивать умение работать сообща (парами), оказывать помощь и поддержку друг другу в трудной ситуации. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Предварительна работа:
1. Проведение беседы «Воздух на Земле»;
2. Рассматривание энциклопедии «Наша планета»;
3. Чтение А.Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше»;
4. Свободное экспериментирование в уголке экспериментальной деятельности.

Материал: веера по количеству детей, увеличительные стекла, одноразовые тарелки и ложки, бутылочки, стаканы, свеча, банка, краски, кисточки, воздушные шары, диск, кукла-Карлсон.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в группу пришло звуковое письмо. Хотите узнать от кого оно? (Просмотр отрывка из мультфильма «Карлсон, который живет на крыше», при этом звучит запись)
Моя лаборатория
Известна всем, друзья!
С огромным нетерпением
Вас жду сегодня я.
Любых веществ загадку
Здесь можно распознать,
Но только извините,
Могу я опоздать.
Недавно опыт делал,
Напутал что-то я,
И будто невидимка
Поселился у меня
Со мной ведь он играет,
Его не вижу я,
Попробуйте, найдите
Его Вы для меня.

Воспитатель: Ребята, а вместе с письмом Карлсон прислал еще и план, как пройти в его лабораторию. Ну что, отправляемся к Карлсону в лабораторию? Будем идти точно по плану.

Воспитатель: Какая просторная, светлая у Карлсона лаборатория. Как много оборудования для опытов.

Воспитатель: Начинаем искать невидимку?

Стук в дверь. Появляется игрушка Карлсон.

Карлсон : Здравствуйте, ребята! Хорошо, что я успел. Теперь мы все вместе будем искать невидимку.

Опыт №1. Возьмем стеклянный стакан с широким горлом, наполненный до половины водой. Подкрасим воду акварелью. Возьмем баночку поменьше, такую, которая легко входит в большую. Крепко держа баночку за дно, осторожно горлышком вниз опустим в подкрашенную воду. (Дети наблюдают и делают вывод, что вода в баночку не входит).

Воспитатель: Что же ей мешает, ведь баночка пустая. Или нет? А может быть здесь притаился невидимка? Нельзя ли заставить его показаться, стать видимым? Попробуем?

Опыт №2. Берем все ту же маленькую баночку и опускаем в тазик с водой, но горлышком вверх. (Дети наблюдают как у баночки выскакивают пузыри воздуха и устремляются к поверхности воды).
Дети: В баночке был воздух, он легче воды, поэтому вода заполнила место в баночке.
Карлсон : Ребята, как вы думаете, в воде есть воздух?
(Дети рассматривают стакан с водой, отмечают на стенках банки прозрачные пузырьки).

Опыт №3. Опустим осторожно в банку ложечку и станем помешивать воду. Пузырьки начинают кружиться, постепенно поднимаясь на поверхность и исчезают.
Дети: В воде тоже есть воздух.
Воспитатель: Ребята, давайте предположим: в почве есть воздух? (Предположения детей).
Воспитатель: Давайте проверим. Рассмотрим через увеличительное стекло, из чего состоит почва? (Дети рассматривают).
Дети: Песчинки, пылинки, сухие травинки, склеенные между собой в комочки разного размера.
Воспитатель: А не спрятался ли здесь воздух-невидимка. Давайте проведем опыт.

Опыт №4. В стакан с водой дети опускают комочек почвы.
Дети: На комочках появились прозрачные пузырьки и они понимаются вверх.
Воспитатель: Это воздух, бывший внутри комочка между песчинками и травинками. Вода прошла внутрь и вытеснила его. Он всплыл и смешался с окружающим нас воздухом. (Дети делают вывод: воздух есть в почве).
Воспитатель: Какой вывод можно сделать из этих опытов?
Дети: Воздух есть везде. Он вокруг нас. Воздух занимает место. Есть в воде и почве.
Воспитатель: Почему мы его не видим?
Дети: Воздух прозрачный, бесцветный. Не имеет запаха и вкуса.
Карлсон : Вот как интересно! А можно воздух почувствовать?
Воспитатель: Ребята, возьмите в руки веер и взмахните возле лица. От вашего движения окружающий воздух колыхнется, и вы словно бы услышите его голос: «Я есть!», «Я вокруг тебя!»

Физкультминутка:
Веер воздух раздувает,
Веер ветер нагоняет.
Заставляет нас проснуться,
Потянуть, улыбнуться!
Веер, веер будто птица
Любит в воздухе кружиться.
Так давайте с ним, ребята,
Полетаем, как орлята.
Налетались, отдохнули,
Воздух глубоко вздохнули.
Головой влево, вправо, вбок-
Размяться веер нам помог!

Воспитатель: А сейчас мы немного отдохнем.
Дети исполняют куплет из песни про волшебника-неудачника.
Воспитатель: Я хочу показать вам еще один опыт, но буду делать его сама. Если захотите повторить его дома, то обязательно нужно делать вместе со взрослыми.
Воспитатель: Как можно погасит свечу, не прикасаясь к ней и не задувая?

Опыт №6. Зажечь свечу. Фарфоровую чашку подержать над пламенем свечи. Предмет потемнел – покрылся слоем копоти. Воздух загрязнился.
Карлсон : Я пролетал и видел, как из труб выходит черный дым.
Я по воздуху летел
И моторчиком гудел.
Вдруг – труба, над нею дым,
Оказался я над ним.
Заблудился я в дыму,
Что со мною – не пойму.
Долго кашлял и чихал,
Даже видеть перестал.
Здесь вопрос любому ясен!
Грязный воздух нам опасен,
Не летайте над трубой –
Вы рискуете собой!

Карлсон
: Ребята, а как называется город, в котором вы живете? А какие заводы есть в вашем городе?
Дети: Машзавод, Нефтеоргсинтез, Никелькомбинат.
Воспитатель: Ребята, что же нам делать?
(Дети предлагают надевать маски, придумывают воздухоочиститель).
Зарисовывают и оставляют в лаборатории.

Воспитатель: Все ваши рисунки мы отдали на заводы и там инженеры-конструкторы разработают новые воздухоочистители.
Карлсон : Спасибо, вам, ребята за интересные открытия. А что вам больше всего понравилось делать в моей лаборатории? Что запомнилось? Что узнали интересного?
На прощание хочу подарить вам воздушные шарики. Вы теперь знаете, что за невидимка спрятался в них.

Продолжительность занятия: 25 минут
Название: Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в старшей логопедической группе «В лаборатории у Карлсона»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, опытно-экспериментальная деятельность

Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МДОАУ № 106 «Анютины глазки»
Месторасположение: г. Орск, Оренбургская область

Цели:

Образовательные:

— стимулировать познавательную активность;

— развитие понимания речи;

— активизировать, расширять экспрессивную речь, обогащать лексический словарь;

— формирование способности подражать и осваивать общение всеми доступными средствами (выразительный взгляд, указательный жест, “облегченные” слова, звукоподражания, слова);

— закреплять у ребенка знания о своем имени, частях лица и тела, о действиях в окружающем.

Коррекционные:

— учить ребенка фиксировать взгляд на предмете, прослеживать взглядом его движение;

— развитие общей и мелкой моторики, зрительно – моторную координацию;

— развитие артикуляционного аппарата;

— формирование правильного ротового выдоха

— снимать состояние внутреннего дискомфорта.

Воспитательные:

— воспитывать у детей продуктивную совместную деятельность, налаживание положительного эмоционального контакта, создание доверительной обстановки.

Оборудование: тазик с водой, маленькое полотенце, чупа – чупс, стакан с водой, трубочка для коктейля, компьютерная игра «Мир вокруг нас», картинки с изображением, настольная дидактическая игра с изображением лица, песочница, кукла.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Сюрпризный момент: тук, тук, тук. Кто же это стучится? Ах, это к нам в гости кукла Ляля пришла.

Да, я пришла сегодня к (имя ребёнка), хочу с ним поиграть. Посмотри, (имя ребёнка), как мои ножки топают по дорожке – топ, топ, топ. Мои ручки хлопают в ладошки – хлоп, хлоп, хлоп.

(Имя ребёнка) посмотри, да за мной ты повтори. Это ручки (поднимают к верху обе ручки), это ножки (топают двумя ногами попеременно). Молодец, (имя ребёнка).

(Имя ребёнка), к нам Ляля так торопилась, что не успела водичкою умыться. Давай ей поможем!

На столе приготовленный тазик с водой и маленьким полотенцем.

Вместе с ребёнком под стишок умываем Лялю, акцентируя внимание в строение лица – глазки, ротик, носик, щёчки.

Водичка, водичка, умой моё личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Спасибо, (имя ребёнка), теперь Ляля такая красивая, умытая.

А теперь сам покажи, где у тебя глазки, где ротик, где носик, где щёчки (если ребёнок самостоятельно затрудняется показать на себе части лица, помогаем ему методом рука в руке).

  1. Элементы массажа мышц лица ребёнка: подушечками пальцев похлопываем по частям лица (используем метод рука в руке).

Дождик лей, лей, лей.

На меня и на людей.

Кап, кап, кап.

Как дождик капает – покажем пальчиками на лобик, на глазки, на щёчки, на носик, на ротик.

  1. Артикуляционная гимнастика.

Ребенок и взрослый находятся перед зеркалом, где видно лицо взрослого и ребёнка (чтобы контролировать правильность выполнения упражнений).

  1. Упражнения для развития подвижности губ:

— Улыбка.
Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

Хоботок (Трубочка).
Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

Заборчик.
Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.

— Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.

— Улыбка — Трубочка.
Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.

  1. Динамические упражнения для языка (на первичном этапе используем пищевое подкрепление, можно чупа – чупс, сироп на ватной палочке).

Вкусное варенье.
Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.

— Оближем губки.
Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.
Часики.
Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
Качели.
Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

3. Упражнения для развития подвижности нижней челюсти

— Имитация жевания с закрытым и открытым ртом.

  1. А сейчас мы с тобой и Лялей побалуемся, поиграем в «дразнилки».
  1. Дыхательная гимнастика.

Перед зеркалом мы поиграли, а теперь немножко отдохнём.

Игра буря в стакане (в стакане налита вода, приготовлена трубочка для коктейля). Игра проводится по подражанию за взрослым.

Трубку в ротик мы кладём, носиком сильней вдохнём, дунем в трубочку сильней и увидим много пузырей.

  1. Использование ИКТ:

Игра «Мир вокруг нас», раздел: строение лица. Просмотр на сенсорной панели развивающие фрагменты 5 минут.

После демонстрации слайдов предлагаем ребёнку картинки с изображением из игры, напечатанные на цветном принтере (строение лица). Просим ребёнка показать на картинке – где глазки, где ротик, где носик, где щёчки.

  1. Рефлексия:

Предлагаем ребёнку настольную игру с изображением лица. (Части макета лица отрывные и приклеиваются на липучках). Сначала предъявляем ребёнку целостное изображение, затем снимаем прикреплённые части, и просим — собери картинку.

  1. Развитие моторики пальцев рук.

Используем песочницу:

Пальчиковые игры.

  1. По дорожке серой, гладкой,

Скачут пальцы как лошадки.

Цок – цок, цок – цок – скачет резвый табунок.

(Все пальцы скачут по поверхности песка в ритме потешки).

  1. Кулачки сложили, кулачками били,

Пя-пя-пя-пя, пя-пя-пя-пя!

В кулочок мы пальцы спрячем

В кулачок, в кулачок!

Чок, чок, чок!

(Пройтись поочерёдно каждым кулачком левой и правой руки по песку, затем двумя кулачками одновременно).

  1. Пальчики опять попляшут.

Кулачок на кулачёк,

Кулачок на кулачёк,

Кулачок на кулачёк,

Бух, упали на бочок!

  1. Мешу, мешу тесто

Есть в песочке место

Пеку, пеку каравай

Переваливай, валяй.

(Все пальцы и кулачки действуют в ритме потешки).

А теперь мы на песке нарисуем своё личико. Помогаем ребёнку указательным пальцем рисовать на песке овал, на нём глазки, ротик, носик, ушки, волосики.

  1. Итог занятия.

Сегодня (имя ребёнка), мы с тобой весело поиграли. Но пришло время — Ляли идти домой. До свидания, Ляля! Приходи к нам ещё, будем ждать тебя.

Название: План — конспект индивидуального занятия учителя – дефектолога с детьми раннего возраста с ОВЗ с применением песочной терапии
Номинация: Коррекционная педагогика. Конспекты занятий, НОД / занятия дефектолога
Автор: Аверина Ольга Владимировна
Должность: учитель–дефектолог
Место работы: ГОБУЗ «ОСДР для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики»
Месторасположение: Мурманская область, г. Апатиты, ул. Строителей д. 14

Голдинова Ирина Юрьевна

Конспект занятия по экспериментированию «Наши открытия о воздухе»

В средней группе

Цель :

Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования .

Задачи :

Познакомить детей со свойствами воздуха ;

Дать понятие о значимости воздуха в жизни человека и природы;

Обогащать и активизировать словарь детей;

Развивать навыки проведения опытов;

Развивать мыслительную активность и самостоятельно делать выводы;

Воспитывать умение работать сообща;

Воспитывать дружеские отношения между детьми;

Воспитывать аккуратность при работе с водой.

Оборудование :

Воздушный шарик ;

Бейджики по количеству детей;

Нарисованные схемы: глаз, нос, руки, ухо;

Полиэтиленовые пакеты (по количеству детей);

Прозрачный стаканчик с салфеточкой на дне;

Стаканчики с водой, на дне – горох (по количеству детей);

Духи;

Тазик с водой;

Веера по количеству детей;

Кораблики;

Крышки от фломастеров (по количеству детей);

Воздушный шарик;

Трубочки;

Гуашь;

Альбомные листы.

Ход занятия:

Ребята, сегодня к нам на занятие прилетел Воздушный шарик. Посмотрите, какой он грустный и печальный. Послушайте его историю: Воздушный шарик недавно родился и совсем ничего про себя не знает, даже не знает, почему его называют воздушным. От этого ему очень грустно, ведь ничего о себе не знать – это совсем не весело. И поэтому он решил обратиться к нам за помощью. Ребята, мы поможем Воздушному шарику?

Да, конечно, Шарик, не переживай, мы обязательно тебе постараемся помочь.

Все мы слышали, что нас со всех сторон постоянно окружает воздух, он всегда вокруг нас. А для чего нам нужен воздух? (Дышать )

А кому ещё нужен воздух? - Рыбам, животным, растениям.

Правильно, всему живому.

Но воздух никто не видел, не трогал руками. Так может, и нет никакого воздуха?

Давайте не будем гадать, а проверим с помощью опытов и экспериментов: существует ли воздух, и какими свойствами он обладает. Я предлагаю вам, ребята, вместе с Воздушным шариком отправиться в лабораторию, и как настоящие ученые-исследователи провести опыты, чтобы узнать побольше интересного о воздухе.

В лаборатории надо соблюдать определенные правила : не нарушать тишину, не перебивать друг друга, бережно обращаться с оборудованием, пользоваться только своими инструментами.

Проходите в лабораторию, не забудьте пристегнуть бейджики - вот теперь мы научные сотрудники.

Воздушный шарик, мы очутились в самой настоящей научной лаборатории.

Садитесь за столы.

Ученые при исследовании часто пользуются схемами, моделями. Мы с вами тоже будем применять их методы.

Посмотрите на исследовательскую доску.

На первой схеме изображен глаз .

Как вы думаете, на какой вопрос мы будем искать ответ сейчас?

Да, правильно, - как можно увидеть воздух?

Опыт 1. «Поймай воздух» .

Возьмите со столов полиэтиленовые пакеты. Смотрите, какие они тоненькие, их можно сложить в несколько раз.

Теперь попробуйте поймать в пакет воздух и закрутите его. Пакет полон воздуха , он похож на подушку. Значит, воздух существует! Воздух занял всё место в пакете, хоть мы его и не видим.

Вывод : воздух прозрачный, он везде, чтобы его увидеть, его надо поймать.

И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете точно так же, как и у тебя в животике, Воздушный шарик – в тебе тоже воздух, хоть мы его и не видим.

Опыт 2 «Есть ли воздух в стаканчике

Внимание коллеги. Соблюдаем тишину. Следующий эксперимент. На дно стаканчика приклеиваем на пластилине салфеточку. Переворачиваем стаканчик вверх дном и опускаем его прямо вертикально в ёмкость с водой, до дна ёмкости.

Посмотрим, намокнет ли салфетка. Что же случилось с салфеткой. (Она сухая)

Вывод : салфетка не намокла, потому что воздух есть в стакане (воздух везде) – пускай мы его и не видим (потому что он невидимый), но именно он и не пускал туда воду.

Опыт 3 «Воздух в человеке »

А внутри людей есть воздух? Давайте проверим.
Двигайте к себе стаканчики с водой, на дне стаканчиков лежат горошинки
. Хотите оживить горошины? Что надо сделать? – Надо подуть в трубочки. Что мы видим? Появились пузырьки - это воздух. А что делают наши горошины? Они двигаются. Что же нам помогло оживить горошины? Да, конечно же, воздух. Мы не только его нашли, но и увидели, как он заставил горошины двигаться. А откуда взялся этот воздух? – мы подули в трубочки.

Вывод : значит, сейчас мы убедились, Воздушный шарик, что в человек есть воздух! Мы им дышим!

Итак, мы продолжаем проводить эксперименты. Какая следующая схема на нашей исследовательской доске? - Нос .

Как вы думаете, воздух имеет запах? Как проверить?

Опыт 4. «Есть ли запах у воздуха ?»

Предложить детям понюхать воздух – не слышно запаха .

Дать понюхать детям духи.

Вывод: воздух без запаха, но может передавать чужие запахи.

Физкультминутка.

Я с утра сегодня встал,

С полки шар воздушный взял.

Начал дуть я и смотреть –

Стал мой шарик вдруг толстеть.

Я все дую – шар все толще,

Дую – толще, дую – толще.

Вдруг услышал я хлопок –

Лопнул шарик, мой дружок…

Давайте теперь опять обратимся к исследовательской доске. Что изображено на следующей схеме? - Руки.

Как вы думаете, что руки могут обозначать? - Как почувствовать воздух.

Опыт 5. «Движение воздуха »

Ребята, а мы можем почувствовать движение воздуха? А увидеть?

Когда мы вдыхаем и выдыхаем, воздух двигается – получается ветерок.

На прогулке мы часто наблюдаем движение воздуха (качаются деревья, бегут облака, крутится вертушка, пар изо рта) .

Воздух не видим, зато мы его можем ощутить.

Возьмите веера и помашите им в лицо.

Что вы чувствуете? (Чувствуем, как воздух движется ) .

Опустите кораблики на воду. Дети дуют на кораблики, они плывут. Так и настоящие корабли движутся благодаря ветру. Что происходит с кораблём, если ветра нет? А если ветер очень сильный? Начинается буря, и кораблик может потерпеть настоящее крушение.

Вывод : ветер – это движение воздуха.

Посмотрите, на следующую модель, нарисовано – ухо.

На какой вопрос мы должны найти ответ? Как услышать воздух?

Опыт 6. «Слышим воздух»

Если подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера или сдуть шарик, то мы можем услышать воздух.

Возьмите по крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух.

А ещё у нас на столе есть шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно его надуть, а затем растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк , воздух.

Вывод : воздух можно услышать разными способами.

Итак, коллеги, давайте напомним Воздушному шарику, что мы в нашей лаборатории узнали о воздухе?

Вывод 1: Воздух существует!

Вывод 2: Воздух невидимый, бесцветный, прозрачный.

Вывод 3: Воздух без запаха.

Вывод 4: Воздух живет вокруг нас и внутри нас

Вывод 5 : Воздух можно услышать разными способами.

Вывод 6: Ветер – это движение воздуха.

Наш эксперимент подходит к концу, вы все были внимательными, активными. Воздушный шарик повеселел, он много узнал о воздухе.

Наши коллеги- ученые оставили вам в подарок трубочки для проведения в детском саду игры- опыта «Рисование воздухом».

С помощью воздуха можно рисовать: надо с помощью трубочек раздуть на альбомном листе кляксы из гуаши от центра в разные стороны.

И в садике можно, кто захочет, нарисовать Воздушному шарику картины в подарок, чтобы он уже больше никогда не грустил.

А теперь, уважаемые коллеги - научные сотрудники, мы сейчас возвращаемся в детский сад, Надеюсь, вы сможете повторить увиденные эксперименты, и сможете придумать новые.

Спасибо за работу, до свидания!


Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 381 комбинированного вида»

ОПЫТЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ

В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

(из опыта работы)

Учителя-логопеды

МКДОУ д/с № 381

В.З.Ширзай

Н.Г.Леонова

Новосибирск

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ СО ЗВУКАМИ, ОКРУЖАЮЩИМИ НАС

Для успешной реализации новых Федеральных государственных стандартов мы должны обеспечить разностороннее развитие ребенка с учетом его возраста и индивидуальных особенностей. А для достижения этих целей важно сформировать умение красиво и правильно говорить.

Для усвоения фонетической стороны языка необходимо умение хорошо слушать, слышать и различать правильное и неправильное произношение звуков в чужой и собственной речи, а также контролировать собственное произношение.

Развитый фонематический слух ребенка является непременным условием успешного обучения грамоте. Различение звуков речи – фонематический слух - является основой для понимания смысла сказанного.

Развитие фонематического слуха начинается с самых первых этапов логопедической работы и является составной частью коррекционного воздействия на фронтальной, подгрупповой и индивидуальной форме непосредственно образовательной деятельности.

В логопедии и нейропсихологии разработаны и успешно применяются на практике специальные упражнения для формирования неречевого звукоразличения. Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха. Важно отнестись к этим упражнениям серьезно, уделить им столько времени и внимания, сколько понадобится и при этом не забывать, что занятия должны стать привлекательными и интересными для ребенка.

Игровые эксперименты для развития фонематического слуха

«Где звенит?»

Определяем направление звука. Для этой игры нужен колокольчик или другой звучащий предмет (свисток, бубен). Ребенок закрывает глаза, Вы встаете в стороне от него и тихо звоните (гремите, шуршите). Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно ответить на вопрос: где звенит? – слева, спереди, сверху, справа, снизу. Более сложный и веселый вариант – «жмурки». Ребенок в роли водящего.

«Ушки - слушки»

Взрослый показывает деревянные, металлические ложки, хрустальные рюмки. Дети называют эти предметы. Предлагается послушать, как звучат эти предметы. Установив ширму, взрослый воспроизводит звучание этих предметов по очереди. Дети узнают звуки и называют предметы, их издающие.

«Шумящие коробочки»

Нужно взять два комплекта небольших коробочек – для себя и ребенка, наполнить их различными материалами, которые при встряхивании издают разные звуки. В коробочки можно насыпать песок, крупу, горох, положить кнопки, скрепки, бумажные шарики, пуговицы и т.д. Вы берете коробочку из своего набора, трясете ее, ребенок, закрыв глаза, внимательно прислушивается к звучанию. Затем он берет свои коробочки и ищет среди них звучащую аналогично. Игра продолжается до тех пор, пока не будут найдены все пары. У этой игры много вариантов: взрослый трясет одну за другой несколько коробочек, ребенок запоминает и повторяет заданную последовательность разных звучаний. Не забывайте меняться ролями и обязательно иногда ошибайтесь.

«Слушай, пробуй, как звучит»

Исследуйте звуковую природу любых предметов и материалов, оказавшихся под рукой. Изменяйте громкость, темп звучания. Можно стучать, топать, бросать, переливать, рвать, хлопать.

« Угадай, что звучало»

Проанализируйте с ребенком бытовые шумы – скрип двери, звук шагов, телефонный звонок, свисток, тиканье часов, шум льющейся и кипящей воды, звон ложечки о стакан, шелест страниц и пр. Ребенок должен научиться узнавать их звучание с открытыми и с закрытыми глазами, постепенно надо приучать его удерживать в памяти «голоса» всех предметов, доводя их количество с 1-2 до 7-10.

«Что как звучит»

Сделайте с ребенком волшебную палочку, постучите палочкой по любым предметам, находящимся в доме. Пусть все предметы в Вашем доме зазвучат. Прислушайтесь к этим звукам, пусть ребенок запомнит, что как звучит и найдет звучащие предметы по Вашей просьбе: «скажи, покажи, проверь, что звучало», «что звучало сначала, а что потом». Дайте палочку ребенку, пусть он «озвучит» все, что попадется ему под руку, теперь Ваша очередь отгадывать и ошибаться. Не забудьте взять с собой волшебную палочку на прогулку.

Более сложный вариант – узнавание звуков без опоры на зрение. Ребенок отвечает на вопросы: «По какому предмету я постучала? А сейчас? Что звучит похоже? Где мы слышали похожие звуки?»

«Подбери картинку или игрушку»

Вы стучите (шелестите, гремите, трубите, звените, играете на пианино), а ребенок угадывает, что Вы делали, что звучало и подбирает соответствующую картинку, игрушку.

« Камертон»

Предложите ребенку проговаривать по слогам любой стихотворный текст и одновременно отстукивать его ритм по правилам: отстукиваются слоги (каждый слог – один удар), на каждом слове, включая предлоги, рука или нога меняется.

ЭКСПЕРИМЕНТЫ В ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ

Важным разделом логопедической работы является развитие дыхания и коррекция его нарушений. Коррекция нарушений дыхания начинается с общих дыхательных упражнений, целью которых является увеличение объема, силы и глубины вдыхаемого и выдыхаемого воздуха и нормализация ритма дыхания.

Разработка дыхания проводится в различных положениях ребенка: лежа на спине, сидя, стоя. Все упражнения логопед выполняет вместе с ребенком. При проведении дыхательной гимнастики нельзя переутомлять ребенка. Необходимо следить за тем, чтобы он не напрягал шею, плечи, не принимал неверную позу. Нужно следить за плавностью и ритмичностью дыхательных движений. Дыхательная гимнастика должна проводиться до еды, в хорошо проветренном помещении.

Для работы по овладению произвольным дыханием (умением произвольно менять ритм, удерживать вдох и удлинять выдох) требуется длительная тренировка, основанная на непроизвольных дыхательных движениях. Эти упражнения являются необходимой подготовкой для дальнейшей работы над постановкой и развитием речевого дыхания. При развитии речевого дыхания логопед проводит работу, направленную на дифференциацию носового и ротового вдоха и выдоха. Необходимо сделать ротовой выдох по возможности более произвольным, длительным, ритмичным .

Во время выполнения дыхательных упражнений следует концентрировать внимание ребенка на ощущениях движений диафрагмы, межреберных мышц, продолжительности произвольного вдоха и выдоха. С этой целью эффективно проводить некоторые дыхательные упражнения в виде экспериментов. В этом случае мы предлагаем ребенку понаблюдать и сравнить результат при выполнении упражнений с различной силой выдоха. Особенно это важно при работе над устранением бокового сигматизма . Для того чтобы сформировать направленную воздушную струю, необходимо показать ребенку, что выдыхаемый воздух может выходить изо рта в разном направлении: вперед, вбок или даже в щеки. Для этого мы предлагаем поэкспериментировать, «поймать» воздушную струйку в различных игровых дыхательных упражнениях с предметами.

Буль-бульки

Необходимо взять два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один наливаем много воды, почти до краев, а в другой - чуть-чуть. Ребенку предлагается поиграть в "буль-бульки" с помощью трубочек для коктейля. Задача ребенка так играть в "Буль-бульки", чтобы не пролить воду. Пробуя дуть в стаканчики по-разному, ребенок делает вывод - в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды - нужно дуть сильно. При этом наблюдаем, что произойдет, если в стаканчик, где много воды, подуть сильно. Обязательно обращаем внимание ребенка на слова: слабо, сильно, много, мало .

Три свечи

Для игры понадобятся большие разноцветные свечи. Необходимо поставить перед ребенком на столе три свечи разных цветов на разном расстоянии от него и попросить его задуть их по очереди: ближнюю, среднюю и дальнюю. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. В ходе игры наблюдаем и делаем вывод – чтобы задуть ближнюю свечу достаточно подуть слабо, чтобы задуть дальнюю – необходимо дунуть как можно сильнее.

Футбол

Ребенку предлагается загнать ватный шарик в ворота. Для этого нужно вытянуть губы «трубочкой» и подуть на ватный шарик, пытаясь загнать его в «ворота» из игрушечного строительного материала. При этом ворота ставятся на разном расстоянии от ребенка. Выполняя данное упражнение, ребенок делает вывод о необходимой силе и направлении выдоха. Вариант игры - загони машину в гараж.

Фокусник

Ребенку предлагается показать фокус: положить кусочек ваты на кончик носа, улыбнуться, приоткрыть рот, с силой подуть на язык, стараясь сдуть ватку с носа. Выполняя это упражнение по-разному, делаем вывод: для того, чтобы сдуть ватку вверх – нужно загнуть язык кверху и дунуть посильнее. А для того, чтобы удержать ватку наверху подольше – выдох должен быть не только сильным, но и длительным.

Поймай воздушную струю

Ребенку предлагается подуть на маленькую вертушку, которая закрутится только в том случае, если на нее попадет выдыхаемый воздух. Для того, чтобы «поймать» воздушную струйку, ребенок дует и одновременно медленно двигает вертушку вправо-влево. Там, где вертушка закрутилась, и выходит воздух. Это упражнение полезно при боковом сигматизме.

Две вертушки

Для игры понадобятся две вертушки – одна с маленькими лопастями, другая – с большими. Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки и наблюдает: чтобы закружились лопасти у маленькой вертушки, можно дуть слабо, а чтобы закружились у большой вертушки – необходимо дуть посильнее. Аналогично предлагается подуть на вертушку с одним цветком и на вертушку с несколькими цветками: для того, чтобы закружились все цветки, нужно дуть гораздо сильнее.

Греем руки

В этом упражнении учим сравнивать выдыхаемую воздушную струю. Для этого ребёнку предлагается контролировать выдох ладошками – дуем на ладошки. Это же упражнение используем при постановке свистящих и шипящих звуков. Ребёнок ладошкой контролирует правильность своего произношения. Если «ветерок» холодный, «зимний», значит звук [с] произносится правильно. При произнесении звука [ш] «ветерок» тёплый, «летний», ладошки греются.

Источники информации: