Учиться на протяжении жизни. Десять главных изменений в образовании будущего. Что означает учиться всю жизнь

Бытует мнение, что образование можно получить только в учебных заведениях, по окончанию которых, учеба и процесс обучения останавливается. Но это далеко не так и потребность в новых знаниях только увеличивается с возрастом. И вот почему...

Человек на протяжении всей своей жизни узнает что-то новое, приобретает новые навыки, чему-то учится. Иначе, ему не выжить в современном мире.

Стоит ли тратить время, средства и прикладывать усилия для получения этих знаний? Учиться никогда не поздно, это дает человеку дольше сохранять острую память, быстрее мыслить, принимать решения, обучаться быстрее. Сам процесс обучения помогает развить много полезных качеств, такие как собранность, самодисциплина, умение четко выражать свои мысли, повышается умственная концентрация.

Знания - это просто информация, которую вы добываете из разных источников. Но знания всегда должны быть подкреплены практикой. Старайтесь сразу внедрять их в жизнь, проверять их эффективность. Сегодняшний мир - это мир информации и, если вы владеете ею, успех в ваших руках, вы шагаете в ногу с миром.

Постоянно узнавать что-то новое, изучать, читать, исследовать, искать - это природа человека. Посмотрите на маленьких детей, они находятся в постоянном непрерывном процессе обучения и это им нравится. Скорость, с которой они изучают и усваивают всё новое, поражает. Что же случилось с взрослым человеком? Его способности только выросли, а желание узнавать что-то новое, учиться исчезло?

Тот, кто останавливается в развитии, не желая познавать новое, учиться снова и снова, постепенно начнет деградировать, тупеть и быстро стареть.

Это признанный и доказанный учеными факт, что чем больше человек обучается, читает, интересуется новыми знаниями, тем он дольше живет и болезни, характерные для старых людей, ему не страшны.

К тому же если человек постоянно повышает уровень своих знаний, он более интересен для современных компаний. Он более конкурентноспособен на рынке труда, соответственно оплата его труда вырастает в разы.

Знания расширяют человеческий кругозор, его мировоззрение меняется в процессе обучения. Это помогает воспринимать мир, людей, события с другой стороны, так как восприятие трансформируется с усвоением нового. В самом процессе человек начинает постепенно изменяться, а значит и его жизнь тоже. Поэтому если хотите перемен, начинайте снова учится.

Самообучение и саморазвитие стали ключевыми словами современного человека. Сейчас существует огромное количество разных источников, откуда можно почерпнуть новые знания: интернет, книжные магазины, библиотеки, всевозможные курсы, тренинги, семинары. Не бойтесь открывать новые горизонты и расширять свои границы.

13.08.2016 в 13:31

В статье вы узнаете:

Обучение на протяжении всей жизни

Большинство людей ассоциируют обучение со школьным образованием, колледжем, университетом и т. д. Нам всем говорили еще с самого раннего возраста, что мы должны получить хорошее образование. В общем- то, это правда, что образование и полученные квалификации важны.

Образование может максимизировать наш потенциал , чтобы найти лучшее рабочее место, зарабатывать больше и, возможно, стать более успешной в выбранной карьере.

Однако, официальное образование это лишь один тип обучения. Есть много других возможностей, чтобы расширить свои знания и развить навыки , необходимые на протяжении всей жизни.

Знания и профессиональные навыки могут быть приобретены и развиты где угодно – обучение неизбежно и происходит все время. Однако непрерывное обучение-это создание и поддержание положительного отношения к учебе как для личного, так и для профессионального развития.

У людей, которые учатся всю жизнь, есть стимул учиться и развиваться, потому что они этого хотят: это осознанный и добровольный акт.

Непрерывное обучение может улучшить наше понимание мира вокруг нас, дать нам больше возможностей и улучшить качество нашей жизни.

Есть две основные причины для обучения на протяжении жизни : для личностного развития и профессионального развития. Эти причины иногда пересекаются, например, личное развитие может улучшить возможности трудоустройства и профессиональное развитие может подстегнуть к развитию личностного роста.

Обучение для собственного блага приносит свои преимущества.

Например, обучение любой тематики:

  • Повышает нашу уверенность и самооценку
  • Делает нас менее склонными к риску и более приспособленными к переменам, когда они произойдут
  • Помогает нам достичь более удовлетворяющей личной жизни
  • Бросает вызов нашим идеям и убеждениям
  • Может быть веселым

Обучения для личностного развития

Необязательно должна быть конкретная причина для обучения, так как обучение ради обучения может само по себе быть полезным опытом.

Существует общее мнение, что постоянное обучение и активный ум на протяжении всей жизни может задержать или остановить прогресс некоторых форм слабоумия, хотя есть лишь несного научных доказательств в поддержку этих утверждений. Однако, сохраняя мозг активным вы всё равно получите преимущества, так как обучение помешает вам стать скучным и таким образом дает возможность наслаждаться более полноценной жизнью в любом возрасте.

Причины для обучения

Есть, конечно, много причин, почему люди учатся для личного развития.

  1. Возможно, вы хотите повысить ваши знания и навыки для определенного хобби или занятия , которое вам нравится.
  2. Возможно, вы хотите развить некоторые совершенно новые навыки , что позволит в улучшить вашу жизнь. Взять, например, керамику или навыки сантехника.
  3. Возможно, вы хотите исследовать заболевание или вашу родословную.
  4. Возможно, вы планируете поездку и хотите узнать больше об истории и культуре вашего места назначения.
  5. Может быть, вы решите взять курс обучения (в университетеили колледже) просто потому, что вам нравится выбранная тема и сложности академического обучения .

Обучения для профессионального развития

Наша способность зарабатывать деньги напрямую связана с нашей готовностью учиться.
Образованность-это не обязательно ключ к трудоустройству.

Несмотря на то что квалификация может помочь вам быть приглашенным на собеседование , но чтобы получить работу потребуется гораздо большее.

Работодатели ищут сбалансированных людей с профессиональными навыками . Это включает способность быть в состоянии продемонстрировать, что вы готовы учиться и развиваться.

Если вы окажетесь безработным, то используйте время мудро. Обучение чему-то новому может предоставить вам множество возможностей в будущем, которые в противном случае не возникли бы.

Если же у вас есть работа, то воспользуйтесь любыми предложениями

  • тренинга,
  • коучинга
  • или наставничества
  • и непрерывного профессионального развития ,

так как вы, вероятно, станете лучше в том, что вы делаете. Так же вы стенете незаменимым для текущего или будущего работодателя.

Вкладывание времени в дополнительное обучение приносит свои плоды.

Это означает, что мы сможем получить больше личного удовлетворения от нашей работы и жизни, когда к нам приходит понимание о том, кто мы и что мы делаем. Это может привести к лучшим результатам и более успешнуому рабочему дню.

Если вы захотите изучить другую специализацию, это даст возможность погрузиться в узконаправленную тематику и потенциально заработать больше или сменить сферу работы . В свою очередь, это дает нам более широкий опыт, на котором строится наши знания и ключевые навыки, которые подготавливают нас к следующему шагу.

С финансовой точки зрения, более опытные и знающие работники являются активом для любой компании и могут привести к более быстрому продвижению, связанному с повышением зарплаты.

Кто-то, кто может предложить больше опыта, принесет больше пользы не только для работодателей, но и для клиентов. Экспертность тоже, часто, является одним из ключевых качеств эффективного лидера.

Если вы разочарованы в вашей работе, продолжая оттачивать свои навыки , вам будет легче найти новые пути выхода из потенциально стрессовой рабочей ситуации . Сохраняя ум открытым к обучению и давая себе пространство для гибкости, вы сможете получить удовлетворенность от работы. Кроме того ваш опыт и знания дают вам преимущество в опережении конкурентов по работе, что даст вам облегчение и удовлетворение.

Мастер обучения

В своей книге «Освой это быстрее» Колин Роуз описывает шесть этапов, по его мнению, являющимися ключами к тому, чтобы стать эффективным учеником . Эти этапы могут быть применены к любому типу обучения, формальному или неформальному.

  • Мотивация
  • Приобретение
  • Поиск
  • Триггер
  • Разглядывание
  • Размышление

Мотивация

Непрерывное образование требует самомотивации . Вы должны чувствовать и думать положительно об обучении и о вашей способности к обучению. Если вы не видете смысла в том, что учите, то навряд ли у вас хорошо получится это выучить.

Приобретение

Эффективное обучение требует получения информации посредством чтения, прослушивания, наблюдения, упражнения, экспериментов и опыта. Информация вокруг вас везде: фокус в том, чтобы приобрести актуальную и значимую информацию и развить её в знания и навыки.

Поиск

Обучение является успешным, когда мы можем находить личностный смысл в информации , которую приобретаем. Нам трудно вспомнить факты, не понимая их и не умея складывать их в контексте. Обучение заключается в применении того, что вы изучили, а также в задавании себе вопросов типа: ‘как эта идея поможет в моей жизни? " или " чему этот опыт научил меня о себе?’

Триггер

Люди, как известно, довольно плохо хранят информацию . Вы никогда не вспомните все, что вы читали, слышали или переживали. Однако есть возможность вызвать воспоминание различными способами. Например, вы можете делать заметки, практиковаться, обсуждать и экспериментировать с новыми идеями и навыками для того чтобы обучаться и развиваться.

Разглядывание

Вы должны регулярно проверять ваши знания, чтобы помочь им укрепиться в вашем сознании. Вы всегда должны пытаться сохранять открытый ум, анализировать ваше понимание вещей и быть открытым для новой информации. Разговор с другими и восприятие их точки зрения могут стать эффективным способом изучения собственного восприятия и понимания предмета.

Размышление

Наконец, вам следует задуматься о вашем обучении. Подумайте о том, как и почему вы учились чему-то, в том числе, что вы думали о конкретной теме или ситуации до и после того, как вы приобрели новые знания.

Учись на своих ошибках, также как и на успехах и всегда старайся оставаться позитивным.

Обучение дает вам варианты

Суть заключается в том, что ваш жизненный путь состоит из череды иногда непредвиденных выгод и преимуществ для непрерывного личностного и профессионального развития.

Независимо от вашего возраста, никогда не поздно начать.

Успешное изменение карьеры где-то в середине жизни и посвещение времени для неофициального накопления и углубления опыта является сейчас более распространенным, чем когда-либо, особенно учитывая быстро меняющиеся рыночные условия.

Большинство людей по-прежнему рассчитывают на рабочий успех благодаря их возможности зарабатывать на жизнь. Чем более гибкими мы можем быть в отношении нашего направления, тем легче нам построить нашу жизнь.

Французский математик, физик, физиолог и философ

Еще в XVII веке Рене Декарт писал о «животных духах», перемещающихся по порам в мозге человека. Когда животный дух проходит по одному и тому же пути несколько раз, этот путь становится для него все более проходимым. Человек пытается что-нибудь вспомнить - и дух легче проходит через поры знакомой дорогой. Фактически Декарт был близок к описанию того, что современная наука называет следами памяти (traces of memory). Речь идет о временных связях в коре головного мозга, формирующихся при запоминании.

Получается, постановка проблемы в сфере исследований научения в современной нейронауке почти не отличается от сформулированной в XVII веке. Чтобы понять процесс формирования навыков, последователям Декарта нужно было изучить свойства пор, по которым ходят духи, узнать специфику их структуры, разобраться с механизмом проницаемости. Современная наука продолжает тот же курс, только вопросы формулирует в новых терминах: вместо духов бегают импульсы нейронов, проникающие не через поры, а через синапсы. Какие синапсы являются обучающими, а какие - обучаемыми? В каких структурах мозга больше таких синапсов? За счет чего они становятся более проходимыми?

«Нейродарвинизм»

Neural Darwinism: Theory of Neuronal Group Selection

Специализация нейронов и модификация памяти

В наиболее четком виде альтернатива декартовской парадигме в области механизмов научения была предложена в XX веке российским нейробиологом и психофизиологом Вячеславом Швырковым и лауреатом Нобелевской премии по физиологии или медицине американцем Джералдом Эдельманом. В 1987 году Эдельман написал книгу «Нейродарвинизм», в которой выдвинул теорию отбора групп нейронов. Швырков к тому времени сформулировал системно-селекционную теорию научения. Так родилась очень важная для когнитивной науки идея селекции и специализации нейронов при научении. Она сменила представление о том, что нервная система представлена сетью гомогенных элементов. Следовательно, память и обучение - это изменение весов синапсов в сети.

А затем стало ясно, что что все нейроны - разные, а не гомогенные элементы сети, и это надо учитывать. Еще в начале ХХ века советский физиолог Петр Анохин подчеркивал, что процессы метаболизма, скажем, нейронов человека и животного различаются, хотя и имеют общие механизмы возбудимости, основанные на изменении поляризации мембраны при проникновении в клетку нейронов ионов натрия и хлора. Это означает, что нервная система не состоит из гомогенных нейронов, что нейронные связи различны, как и степень сложности разных сетей. Мы имеем дело с морфологически похожими, но при этом все-таки разными клетками.

Сегодня, изучая процессы научения, обращают внимание не только на изменение функционирования, но и на морфологию нейронов. Мы точно знаем, что человек пытается решить проблему за счет, с одной стороны, привлечения уже имеющегося у него опыта, с другой - за счет формирования нового опыта. Каждому из этих двух параллельных процессов соответствуют морфологические изменения. Динамику формирования системной специализации нейронов и механизмы модификации ранее сформированной памяти нужно рассматривать как связанные процессы.

Из новых представлений о нейронных механизмах научения есть много интересных следствий. Например, нельзя говорить, что пожилые люди обучаются хуже молодых - они просто по-другому обучаются и формируют навыки. Пожилой человек забывает что-то, потому что он не формирует новую систему решения для каждого нового случая. Он рекомбинирует старый опыт и выполняет нужную задачу, а предыдущей комбинации уже нет, знаний из памяти он извлечь не может. В молодости процесс научения развивается иначе. Когда возникает необходимость выработать новый навык, у человека заранее есть множество новых, «резервных» нейронов, приобретающих специализацию. Мы приходим к выводу, что старость нужно рассматривать не как изношенность клеток мозга, а как другой способ адаптации к изменениям, как процессы на разных этапах научения и консолидации памяти, отличающиеся от тех, что мы видим в молодом организме.

Старость нужно рассматривать не как изношенность клеток мозга, а как другой способ адаптации к изменениям, как процессы на разных этапах научения и консолидации памяти, отличающиеся от тех, что мы видим в молодом организме.

Врожденные и приобретенные навыки

Когда у человека появляется необходимость решить проблему, с которой он не сталкивался до этого, человеку необходимо сформировать новый навык, и для этого мозг выделяет группу нейронов, которые получат поведенческую специализацию. Для конкретной задачи подойдут только нейроны конкретного типа. При этом, возможно, часть нейронов (или все они) уже были как-то модифицированы в рамках предыдущего опыта решения проблем из той же области.

Метафорически предположим, что мы имеем дело с треугольной проблемой. Для ее решения подбираются нейроны треугольного типа. Нейроны могут быть разными, но в любом случае они должны быть треугольной формы. Из-за разнообразия принципиально возможных вариантов треугольника нейроны индивида должны модифицироваться, чтобы стать треугольными под конкретный треугольник, с которым именно данный человек столкнулся в его индивидуальной жизни.

Это приводит нас к необходимости переосмыслить проблему врожденного. Все, что обычно называется врожденным, является таковым только в том смысле, что ему предназначено быть треугольным, но неизвестно, каким именно треугольным. У каждого человека треугольники, встретившиеся в жизни, будут разными. Значит, треугольные нейроны станут неповторимо треугольными у каждого человека. Поэтому даже абсолютно врожденный тип поведения вроде сосания и дыхания проходит через индивидуализированную стадию научения, через стадию формирования этого навыка, который оказывается поэтому индивидуализированным.

Когда для решения треугольной проблемы находятся треугольные нейроны, возникает необходимость сделать их конкретно треугольными. Этот процесс предполагает морфологические изменения, при которых происходит не просто возбуждение, но и перестройка синапсов - появление новых и исчезновение старых. Процесс формирования нового бутона нейронов занимает около 20–40 минут. При этом устойчивость морфологических изменений подразумевает вовлечение генетической активации нейронов. При возбуждении нейронов в течение длительного времени происходит экспрессия так называемых немедленных ранних генов. Продукты их активации (белки) вызывают экспрессию поздних морфогенетических генов, которая определяет перестроение морфологии нейронов. Нейроны становятся пригодными для решения нужной задачи. Таким образом, каждый новый поведенческий акт сопровождается формированием новой группы специализированных клеток. Она же впоследствии в основном будет отвечать за этот же поведенческий акт на протяжении всей жизни человека.

То, что процесс научения выглядит именно так, тоже ведет к любопытным выводам. Например, это означает, что человек может забыть освоенный конкретный навык (не отдавать себе отчет, что он умеет что-либо), но на самом деле навык остается с этим человеком навсегда. Или, например, мы понимаем, что у нас есть опыт, приобретенный за счет внутриутробной специализации нейронов: экспрессия ранних генов при научении происходит уже на стадии эмбрионального развития. Оказывается, внутриутробный опыт оказывает влияние на принятие решений взрослыми людьми.

У нас есть опыт, приобретенный за счет внутриутробной специализации нейронов: экспрессия ранних генов при научении происходит уже на стадии эмбрионального развития. И этот внутриутробный опыт оказывает влияние на принятие решений взрослыми людьми.

Специализация и смерть нервных клеток

Большая часть из обучающихся нейронов - молчащие нейроны. У нас есть большой запас таких нейронов, они активируются именно при возникновении проблемы, которую необходимо решить. При этом запас постоянно пополняется вплоть до старости (этот процесс называется нейрогенезом, и, кстати, поэтому утверждение, что нервные клетки не восстанавливаются, - миф). Активация молчащих нейронов связана с дефицитом питания и гиперактивностью мозга в процессе научения. Молчащие нейроны проходят отбор, исходя из их соответствия определенной задаче, и меняют форму. Именно так человек получает относительно сформированные новые специализации. Но навыки, сформированные до этого, не исчезают. Первоначальный опыт никогда не остается неизменным, новый опыт его модифицирует. Самый ранний опыт - внутриутробный. Самый поздний опыт - самый недавний. Сейчас мы пытаемся подступиться к вопросам о том, как соотносятся случаи специализации молчащего нейрона из запаса, случаи специализации недавно рожденных нейронов, случаи изменения нейронных структур предыдущего опыта.

Нам уже удалось узнать, исследуя как импульсную, так и генетическую активность нейронов, как новые нейроны используются для формирования новых навыков. Другими авторами показано, что если искусственно заблокировать процесс нейрогенеза - а отдельные нейроны можно избирательно блокировать химическими методами, - то освоение опыта и формирование памяти основательно ухудшится. Но причины включения в освоение нового поведения одновременно и клеток запаса, и новых нейронов в целом до сих пор неясны.

Апоптоз

Программируемая смерть клеток

Интересно, что совсем недавно удалось показать, что, помимо всех описанных выше процессов, есть еще один: оказывается, часть нейронов погибает во время научения в результате апоптоза. Часть специализированных нейронов и часть молчащих нейронов самоустраняются, чтобы дать жизнь другим. В исследованиях, проведенных совместно с нами в лаборатории нейрохимика Владимира Вячеславовича Шерстнева, было экспериментально показано, что при формировании нового навыка уровень апоптоза растет. Еще предстоит изучить, почему для части нейронов оказывается невозможным существовать при новом опыте.

Во время научения часть специализированных и молчащих нейронов самоустраняются, чтобы дать жизнь другим. Нам еще предстоит изучить, почему для части нейронов оказывается невозможным существовать при новом опыте.

Так как выяснилось, что общий принцип формирования навыка намного сложнее, чем это представляли раньше, стали предприниматься попытки вычислить число нейронов, изменяющихся в рамках этого процесса. Такие подсчеты велись только для нейронных процессов животных. Вероятно, эти подсчеты немного наивны, но это первые шаги. Они предполагают, что можно пройти через толщу коры головного мозга, а затем подсчитать число новых специализированных нейронов и их долю от общего числа нейронов этой области мозга. Это позволяет приблизительно узнать соотношение специализировавшихся и неспециализировавшихся нейронов во всей коре. Далее необходимо вычислить, какой процент всех этих клеток был задействован для формирования навыка в рамках конкретного поведенческого акта. Из таких исследований на животных можно сделать предположения, что нейронов для научения в течение всей жизни индивиду, в том числе человеку, по всей видимости, хватит.

Культурные и социальные факторы научения

Сейчас мы точно знаем, что у людей в разных культурах разные когнитивные процессы. Это связано как с нейрогенетическими особенностями наций, так и с культурным контекстом. Нейронные структуры представителей разных культур связаны с тем, что люди по-разному видят, по-разному слышат, по-разному обучаются, по-разному запоминают. Например, жителей западных стран из-за этого считают хорошими аналитиками, азиатов - холистами, то есть целостниками. Эксперименты показывают, что если попросить американца и китайца описать один и тот же объект, они подойдут к заданию по-разному. Американцы будут смотреть на объект и его важные характеристики (это можно узнать, отслеживая движение глаз), китайцы обратят внимание и на окружение объекта. Происходит это потому, что у людей из разных культур разные способы мышления и классификации.

Один из известных экспериментов, иллюстрирующих эти различия, сводится к тому, что у людей разных культур спрашивают: с чем больше ассоциируется корова - с курицей или с травой? Ответы различаются, потому что люди из разных культур используют различные способы классификации. Аналитики классифицируют объекты таксономической принадлежностью к одному классу, в данном случае - к животным, холистам важнее отношение между объектами: они ассоциируют корову с ее пищей, травой.

Мы самостоятельно изучали различные экономические, административные и ментальные матрицы западных и незападных стран. Как оказалось, важными факторами, влияющими на процесс научения, являются погода, связанная с ней экология, связанные с ней способы социального взаимодействия, в частности экономического, распространенные поведенческие паттерны. К тому же культурно специфична и мотивация. В зависимости от особенностей мотивации эффекты научения могут быть разными, и в разных культурах используются разные мотивации к научению. Влияние всех этих факторов на то, как люди осваивают новые навыки, действительно экспериментально можно подтвердить на уровне мозговой активности.

Мой коллега Алексей Созинов недавно завершил исследование российских и финских школьников. Он показал, что в двух различных ситуациях - ситуации достижения и ситуации избегания - процесс научения происходит по-разному, притом что проблему вы можете решать одну и ту же. Соответственно, и опыт ученика внутри школы можно разделить на достигательный и избегательный. Исследования показывают, что домен избегательного опыта у нас оказывается намного богаче.

Интерференция

Процесс, при котором уже имеющиеся воспоминания мешают усваивать новый материал.

Эксперимент заключался в следующем: учеников просят решать простые школьные задачи. В одной ситуации школьники получают баллы за решенные задачи (в том случае, если они не справились с заданием, они не получают ничего). В другой - у каждого ученика имеется изначальный счет, очки с которого снимаются за неправильные решения (в случае правильного решения баллы не снимаются). Выяснилось, что научение протекает по-разному в зависимости от типа мотивации - достижение или избегание, - интерференция выглядит по-разному. Результаты таких исследований, конечно, нужно учитывать при построении школьных программ.

Из этой статьи вы узнаете:

    Какие в обществе существуют стереотипы про обучение пожилых людей

    Какие выделяют особенности обучения людей в пожилом возрасте

    Как обучение пожилых людей происходит за границей

    Как в России организуется обучение пожилых людей

    Что нужно учесть во время обучения пожилых людей компьютерной грамотности и Интернету

Сегодня даже пожилые люди идут в ногу со временем, они не хотят сидеть дома и тратить свое время впустую. Выходя на заслуженную пенсию, многие из них желают продолжать вести активный образ жизни. Это совершенно нормальное желание, ведь с взрослением детей и выходом на пенсию у пожилого человека появляется много свободного времени. Если позволяет здоровье, то почему бы не задуматься о дальнейшем образовании? Но обучение пожилых людей у большинства вызывает сомнение. И как показывает опыт - зря!

Стереотипы общества про обучение пожилых людей

До сих пор в социуме бытует мнение о том, что обучение пожилых людей - это трудный и почти бесполезный процесс. Подобные стереотипы встречаются постоянно. Но многочисленные эксперименты доказывают, что разница в способностях к образованию у пожилых и у молодых людей практически отсутствует. Многие пенсионеры после обучения проявляют себя как трудолюбивые, грамотные и надежные сотрудники. Определенные сложности в образовательном процессе базируются только на состоянии здоровья человека. К сожалению, им свойственны некоторые физические слабости, в том числе и низкое зрение, плохой слух и координация движений.

Многочисленные исследования доказывают, что пожилые люди отличаются отличной структурой памяти, умением принимать правильное решение в сложных ситуациях. Более того, обучение пожилых людей способствует тренировкам психических функций, стабильные умственные нагрузки очень хорошо влияют на мозг и позволяют поддерживать в форме нервную систему.

Хотелось бы остановиться на самом процессе обучения пожилых людей. К примеру, в учебных заведениях Соединенных Штатов присутствие пенсионеров в учебной аудитории не является чем-то необычным. Это не только образовательный процесс с целью получения новых знаний и профессии, это еще и отличный способ отдалить признаки старения, проявляющиеся в интеллектуальной сфере. Сегодня набирают свою популярность среди старшего поколения новые технологии. Например, очень востребовано обучение компьютеру пожилых людей, ведь Интернет дает возможность общаться с родственниками и друзьями, которые живут слишком далеко для реальных встреч. Кроме того, пожилые люди интересуются новыми знакомствами, ведь зачастую они очень одиноки, а это беспокоит их даже больше, чем здоровье или финансовое положение. Это поколение не хочет отставать от жизни, им хочется следить за мировыми событиями, открывать для себя что-то новое и просто не скучать. К счастью, Всемирная паутина может удовлетворить все эти потребности при грамотном обучении пожилого человека основам компьютерных технологий. Но если нет возможности постоянного пользования компьютером, то лучше обратиться к самым обычным способам самообразования − книги, журналы, газеты, радио, телевидение.

На сегодняшний день очень развита деятельность по созданию взаимодействия разных поколений. К примеру, в некоторых учебных заведениях обучение сформировано так, что внуки помогают своим дедушкам и бабушкам освоить компьютер, а те, в свою очередь, обучают детей шитью, резьбе и т.д. Таким образом, обучающий процесс становится чем-то вроде связи поколений. Подобные идеи способны привести к решению одной из сложнейших проблем общественности всех времен − отсутствие понимания и взаимоуважения между представителями разных поколений.

Обучение пожилых людей способствует их развитию и закреплению за ними значимого положения в современном мире. Теперь пенсионер способен разнообразить свой досуг и с интересом тратить свое свободное время. Безусловно, это можно считать способом улучшения качества жизни пенсионеров.

Желание обучаться чему-то новому, потребность в совершенствовании своих знаний о современном мире - это результат столкновения пожилого человека с реальностью, которая становится ему непонятной и недоступной. Процесс обучения пожилых людей должен быть направлен на заполнение этого пробела. Необходимо подключить обучающегося к современной жизни, учитывая его возрастные особенности. После обучения у человека расширяется область выбора поведенческих моделей для разных ситуаций.

Обучение пожилых людей заключается в передаче навыков взаимодействия человека с разнообразными информационными ресурсами. При этом необходимо учитывать некоторые потребности представителей рассматриваемого возраста. Учебный материал должен соответствовать определенным требованиям - информация не должна быть однообразной, нужно совмещать и разные типы ее подачи. Нужно тщательно отбирать информацию, учитывая возраста и квалификацию пожилого человека, нужно сделать уклон на пожелания обучающихся, использовать специализированную литературу в различных отраслях знаний и т. д.

Особенности обучения людей в пожилом возрасте

Многие обучающие курсы для рассматриваемой возрастной категории имеют определенные особенности - они многообразны и затрагивают всевозможные области знаний. Нужно с умом подойти к выбору методики обучения, ведь у пожилых людей есть желание обучаться, но подход к ним имеет свои особенности, в отличии от работы с обычными студентами.

Для эффективного обучения пожилых людей необходимо желание самих участников процесса. Уровень заинтересованности является значимым фактором при получении такого образования. Если человек преклонного возраста решил научиться чуму-то новому, то он должен иметь мотивацию и четко понимать, что именно ему нужно. Только в таком случае он сможет стать полноценной частью. Для возникновения необходимости в получении новых знаний должны появиться определенные потребности, которые могут быть спровоцированы различными ситуациями. Приведем несколько примеров:

    Осознание того, что действительного запаса знаний не хватает для эффективного взаимодействия с нынешним социумом;

    Расхождение между собственными знаниями и общественными представлениями, которые нужно освоить для получения пожилым человеком навыков, помогающим адаптации к быстро изменяющейся социально-экономической, политической, нравственно-психологической ситуации в стране;

    Привычка людей рассматриваемого возраста очень глубоко анализировать вопросы, которые выходят за рамки их собственной жизни и имеют всеобщий характер;

    Стремление лучше изучить свою личность;

    Дезориентация при столкновении с критической ситуацией;

    Желание утолить культурную, творческую или интеллектуальную жажду.

Итак,главной проблемой обучения пожилых людей считается формирование умений интенсивного и результативного участия во всех областях социальной сферы. Достичь такого результата можно путем удовлетворения определенных интеллектуальных пожеланий и требований, которые выдвигает общество перед пожилым человеком. Например, увеличение уровня профессионализма, поддержка самочувствия,гармония в семейных взаимоотношениях, заинтересованность и участие в общественной жизни, полноценная организация свободного времени,развитие своего внутреннего мира.

Нужно сказать, что образовательная подготовка пожилых людей ориентирована не только на приобретение новой специальности,но и на их самообучение, которое можно считать стремлением к постоянному самосовершенствованию. Как мы уже говорили, с выходом человека на заслуженную пенсию его свободное время увеличивается в несколько раз. Теперь он может заняться реализацией своих давних планов, на осуществление которых ему всегда не хватало времени, например, выучить какой-то язык, освоить музыкальный инструмент, выбрать подходящий вид спорта, заняться рисованием и т.д. Новое образование поможет пожилому человеку ощутить самодостаточность и не потерять уверенность в себе.

Подводя итоги всего перечисленного, мы можем сказать следующее: обучение пожилых людей обязано помочь комфортному приспособлению человека к стремительно меняющемуся миру. Необходимо обучить его определенным навыкам для преодоления существующего барьера, который негативно отражается на многих областях его жизни. Образовательный процесс должен помогать ориентироваться в возможных непонятных или сложных для пожилого человека ситуациях. Отметим, что основным моментом в формировании учебной деятельности должен стать индивидуальный подход к каждому, необходимо учесть как возрастные, так и психологические особенности человека.

Как происходит обучение пожилых людей за границей

В стране восходящего солнца начали обучать пожилых людей еще в 60-х годах. Фонды, содействующие с системой японского образования, предоставляют курсы в разнообразных сферах. Подобные программы обучения затрагивают самые разные области знаний, например, японцы помогают молодым женщинам обучиться азам материнства. С 1965 года началась разработка системы обучения пожилых людей. Инициатором данной программы было правительство страны, а к 1980 году местные власти смогли дать ей постоянный статус.

Народные учебные заведения Финляндии уже больше 60-ти лет обучают всех желающих. Во многих университетах, наряду с обычным образованием, существуют специальные программы обучения пожилых людей.

В Дании и Швеции образование пожилых людей тоже предлагают народные университеты. Кроме того, в Дании сформированы отдельные высшие учебные заведения, где обучают пожилых людей. Средства для функционирования таких университетов выделяются министерством и местными властями, а также частными лицами.

В Голландии существует несколько учебных центров, которые взаимодействуют с производственными предприятиями. Они осуществляют проект под названием "Пенсия в перспективе", идеей которого является обеспечение образования сотрудникам, готовящимся к выходу на пенсию. Курс обучения занимает несколько дней, он помогает людям приспособиться к переменам. Речь идет о построении новых взаимоотношений в незнакомой жизненной ситуации.

В Италии существуют курсы обучения пожилых людей, которые были созданы по указу министерства просвещения. Они не являются дополнительным образованием, а служат для компенсации упущенных знаний, иначе говоря, эта программа восполняет пробелы на уровне начальной школы. Эта программа работает не на постоянной основе, потому что желающих обучаться достаточно мало. Но в Италии очень популярно обучение пожилых людей, направленное на развитие творческих способностей, например, существуют любительские хоры и театральные труппы, которые состоят их пенсионеров.

Во Франции существует три направления в обучении пожилых людей:

    Культурно-общественное происходит из традиционного сельского образования.

    Область образовательной деятельности профсоюзов.

    Профессиональное обучение, которое является самым популярным среди пожилых людей.

Отдельного внимания удостаивается организация постоянного образовательного процесса для инвалидов и пенсионеров. Обучение сосредоточено в большей степени на профессиональных знаниях, что стало доминирующим сектором системы обучения взрослых. Это является особенностью французской системы образования в целом.

В Польше существовали общие образовательные учреждения, в которых учились люди разных возрастов и из разных уголков страны. Самое ощутимое их воздействие проявляется в небольших городах и деревеньках. В таком университете могли обучаться сразу три поколения: молодые люди, средняя возрастная группа и пожилые. Встречались студенты возрастом от 16 до 80 лет.

В 60-х и 70-х годах были сформированы специальные университеты для обучения пожилых людей, образовательная программа подразумевала наличие начального образования у старших студентов. Курс включал способы развития человека пенсионного возраста, учитывались особенности таких людей, выдвигались и реализовывались свежие идеи по их обучению.

Самым ранним заведением, где началось обучение пожилых людей, считается университет, основанный профессором Пьером Велла. Он открылся в 1973 году в Тулузе. В этом учреждении был организован не только учебный процесс, но и проводились научные исследования по обучению пожилых людей.

Кто в России организует обучение для пожилых людей

Существуют учебные заведения и организации разных типов, среди которых университеты, академии, курсы, консультации, мастер-классы, центры подготовки и переподготовки для обучения пожилых людей.

Учебный комплекс может быть построен как высшим учебным заведением, так и средним. Подобную программу могут внедрить даже городские и сельские школы, религиозные общины, политические партии, ветеранские организации, культурные организации, благотворительные фонды. Следует отметить, что это не весь список, он может расширяться, ориентируясь на потребности и интересы участников учебного процесса.

Образовательное учреждение для пожилых людей лучше располагать рядом с их местом жительства. Помещение необходимо оснащать соответствующим возрастным особенностям оборудованием, которое способствует комфортному процессу обучения пожилых людей.

Значимым фактором эффективного существования учебного заведения является присутствие в преподавательском коллективе квалифицированных кадров, которые могут включать в свой состав сотрудников, возраст которых примерно равен возрасту обучающихся. При таком подходе пожилому человеку проще сориентироваться в новой среде. Для этого нужно организовать стабильный обмен опытом работников данной сферы. Полезным будет обобщение теоретической и практической информации по данному вопросу, проведение новых научных исследований. Подобными вопросами занимаются национальные или межрегиональные ресурсные центры, корпорации по обучению пожилых людей.

В нынешней социально-экономической среде государственным органам очень сложно заниматься решением всех финансовых сложностей этого вопроса самостоятельно. Но существуют определенные программы, которые помогают осуществить частичное финансирование. Таким примером является программа "Старшее поколение". Она существует благодаря государственному кредитованию и льготным условиям.

Выделение финансов на деятельность института для пожилых людей происходит на паритетных началах, в содействии с пенсионным и другими социальными фондами, общественными организациями, политическими партиями. Важную роль играют и личные вложения самих учащихся и их близких.

Необходимо увеличить количество конкурсов образовательных проектов, которые могут осуществляться учебными организациями как в России, так и в других стран.

Для создания юридической базы нужно принять специальный закон - Закона РФ "Об образовании взрослых", в котором будут прописаны определенные разделы по институционализации обучения пожилых людей. Необходимо зафиксировать его в нормативно-правовых актах, именно так осуществляется эффективная организация подобного рода. Такие мероприятия вполне реальны, даже на региональном уровне.

Для увеличения числа желающих обучаться необходимо избавиться от условий, которые препятствуют этому. Отрицательно влиять на мотивацию пожилого человека могут проблемы с физическим и психологическим здоровьем, негативные воспоминания, связанные с прошлым процессом образования, неуверенность в себе и отсутствие реальной цели обучения.

Для решения подобных проблем нужно постоянно объяснять пожилым учащимся преимущества образовательного процесса, рассказывать о пользе, которую они могут получить, необходимо мотивировать их. Это не так сложно, ведь обучение пожилых людей действительно может изменить их жизнь в лучшую сторону.

Для привлечения аудитории нужно организовывать соответствующие мероприятия. Которые будут направлены на поддержку обучения пожилых людей. Можно устроить тематический форум, праздник или фестиваль. Кроме этого, существует бесконечное множество других подходящих форм проведения обучения.

Обучение компьютерной грамотности пожилых людей: 7 советов для внуков

Эта часть статьи послужит пособием для тех, кто решил обучить компьютеру пожилых людей. Но для начала нужно выбрать и приобрести сам компьютер.

Клавиатура

    Одной из распространенных проблем, с которыми сталкиваются при обучении пожилых людей, является одинаковый цвет английских и русских букв на клавиатуре. Решить этот вопрос можно с помощью цветных наклеек на клавиатуру.

    Лучше всего приобретать клавиатуру белого цвета, потому что на черных клавишах обычно один цвет раскладки для обоих языков, а если и два, то русские буквы написаны красным, что не слишком выделяется на фоне черного цвета.

    Можно отключить кнопку CapsLock, потому что пожилые люди очень часто случайно нажимают ее. Это особенно проблематично при вводе паролей.

    Обычная клавиатура имеет 104 клавиши, но пожилые люди не используют весь ее потенциал. Для них актуальны только буквы и цифры, а остальные клавишу могут даже мешать. Именно поэтому лучше отказаться от возможности использования некоторых кнопок и просто отключить их. Для этого можно использовать специальные программы MKey или KeyRemapper. Но есть способ отключить их вручную: если используется недорогая клавиатура, которую не жалко, то просто снимите кнопки отверткой, которые при желании потом можно вернуть обратно. Такой метод даже эффективнее программы, ведь пользователь будет видеть только нужные кнопки, а остальные не будут отвлекать его внимания.

Удобство работы и обучения

    При обучении пожилых людей не стоит рассчитывать на их память - абсолютно все нужно фиксировать письменно. Можно составлять планы, схемы, таблицы, графики, расписание, которые помогут наглядно демонстрировать необходимую информацию.

    Полезным при обучении пожилых людей будет установить программу автоматической смены раскладки - PuntoSwitcher.

    Пожилые люди лучше воспринимают информацию одностороннюю, поэтому не смешивайте разные виды деятельности в процессе обучения. Если вы рассматриваете фотографии, то и видите только их, а если переключились на фильм, то должны смотреть его во весь экран. Ничего не должно отвлекать внимание обучающихся.

    Старайтесь минимизировать количество осуществляемых операций при обучении. Правило очень простое - чем меньше сложной информации вы дадите, тем лучше она усвоится пожилым человеком. Поэтому избегайте многоуровневых действий. Если можно обойтись без определенной процедуры, то не перегружайте ученика, ограничьтесь базовым образцом.

    При обучении компьютеру пожилых людей попробуйте внедрить голосовой поиск от Google. Порой человеку проще выразиться в устной форме, чем набирать запрос с помощью клавиатуры. Только не забудьте про микрофон.

    Если предыдущий пункт имел успех, то следует подключить программу голосового управления для всего компьютера, что может упростить обучение.

    Достаточно удобными для использования пожилым человеком будут информеры и виджеты, которые выводятся на рабочий стол. Используйте RSS-rider со свежими новостными лентами. Не забывайте про радио и телевидение, а также социальные сети.

    Люди пожилого возраста с трудом находят общий язык с поисковиками, их постоянно сбивает с толку обилие рекламы. Для упрощения ситуации можно воспользоваться специальной энциклопедией. Очень удобно при обучении подключать различные темы, которые могут заинтересовать вашего подопечного. Нужно просто выбрать из списка все, что соответствует интересам вашего ученика.

    Обратите внимание на интерфейс. Пожилым людям сложно разглядеть мелкие буквы на экране, поэтому нужно настроить оптимальный шрифт и цвет.

    Пароли часто вводят пожилых людей в замешательство. Постарайтесь максимально упростить ввод ключей при обучении. Например, на включенной английской раскладке можно нажимать русские клавиши, но заранее обратите внимание на то, что использовать можно не все русские буквы, ведь некоторые из них дублируются знаками на клавиатуре. А если вы подключили программу PuntoSwitcher, то пожилой человек может только запутаться. В любом случае вам нужно точно записать и сохранить все пароли и другие данные в двух экземплярах (для вас и вашего ученика). Включите в браузере функцию запоминания паролей.

    Изучите список программ автозагрузки и закройте лишние, особенно те, которые постоянно выводят на экран различные оповещения.

    Объясните своему подопечному при обучении принцип действия режима энергосбережения, режима засыпания и заставки. Можно просто отключить их. Главное - чтобы пожилой человек не принял черный экран за поломку. Лишние переживания нам ни к чему.

    Установите самые элементарные игры, загрузите фильмы и музыку, обеспечив к ним быстрый доступ. В крайнем случае можно объяснить принцип онлайн-программ, но это уже сложнее.

    Объясните значение кнопки ESC и рассмотрите ситуации, в которых она может пригодиться.

Безопасность и стабильность

    Все операции с отправкой сообщений и кодов осуществляйте сами, включая регистрацию, восстановление данных и так далее. Объясните вашему подопечному, что не следует выполнять просьб об отправке смс и указанию его номера.

    Позаботьтесь об установлении стабилизатора и сетевого фильтра, особенно при перебоях напряжения.

    Если при обучении вы используете общий компьютер, которым пользуются остальные члены семьи, то необходимо создать отдельного пользователя для пожилого человека. Тогда вы смежите сохранить его индивидуальные настройки и не переживать, что кто-то будет менять их.

    Поделимся хорошим дистанционным способом для помощи в освоении компьютера пожилыми людьми. Обучение бесплатно осуществляется на сервисе Mikogo. Это просто необходимо для тех, кто хочет помочь близкому человеку, но находится очень далеко от него. Вы конечно можете часами обучать пожилого человека, общаясь с ним по телефону или скайпу, но есть вероятность, что вы так и не преступите к практике, а затормозите на этапе настройки компьютера. Сервис Mikogo позволяет вам сделать все самостоятельно, не перегружая информацией пожилого человека. Вам нужно только отправить специальный номер, который вводится вашим учеником в программу, после чего вы сможете управлять его компьютером удаленно.

    В обучении пожилых людей компьютеру может пригодиться программа, которая делает скриншоты, например, SnagIt. Если ваш подопечный позвонит вам в панике, переживая за какие-то изменения, то вы сможете оценить ситуацию, получив скриншот с экрана.

    Лучше использовать лицензионное ПО для обучения пожилых людей, ведь вам необходимо минимизировать возникновение сложных ситуаций.

    При обучении не обойтись без антивируса. Можно использовать бесплатные программы, например, Avast, а можно купить лицензию на длительный срок. Тогда процесс обучения пользования не будет усложняться поиском бесплатных ключей на зараженных сайтах.

Экономия

    При выборе компьютера для обучения пожилых людей ориентируйтесь на его надежность, а не на мощность. Такой компьютер и прослужит дольше, и энергии будет потреблять меньше.

    Следует также отметить, что ноутбук и моноблок расходуют еще меньше энергии, чем любой ПК.

    Монитор - эта та часть компьютера, на которой можно сэкономить. Купите экран с дефектными пикселями. Человек в возрасте уж точно не станет придираться к этому изъяну.

    Если вы решили обучать пожилого человека компьютеру с помощью б/у устройства, то постарайтесь сделать его как можно более быстрым. Можно жертвовать различными эффектами в пользу скорости.

    Если выбирать между безлимитным медленным и быстрым ограниченным Интернетом, то выбирайте первый вариант. Пожилому человеку сложно оценить рамки лимита.

Мышь

    Если вы покупаете мышку с проводом, то лучше выбирать с USB-разъемом, но самым оптимальным вариантом будет покупка беспроводной мышки.

    Не забудьте настроить мышь пожилому человеку. Стандартными настройками для пожилого человека можно считать следующие: понижение скорости движения курсора, увеличение задержки двойного щелчка, большой значок курсора.

    Для начала можно приобрести самую дешевую мышку. Изучив ее вместе с пожилым человеком, вы сможете решить, каким критериям должна соответствовать следующая.

    Обычно покупают большие мышки для обучения пожилых людей.

    Не рассматривайте сложные игровые мышки, вам нужно наличие трех основных кнопок, а все остальное только усложнит обучение.

    Даже если у вас есть старая мышка, то лучше купить новую.

    У пожилых людей часто возникают сложности с правой кнопкой мыши при обучении. Они постоянно ее задевают и вызывают контекстное меню. Для решения этой проблемы можно усложнить нажатие этой кнопки с помощью скотча, который располагается под каркасом самой кнопки. Тогда клавиша будет работать, но ее нажатие усложнится, что позволит избежать случайных действий. Можно и полностью ее выключить, но это может повлечь новые осложнения процесса.

Интернет

    Самым комфортным поисковиком для пользования и обучения пожилых людей считается Яндекс, при условии, что мы говорим о русскоязычной аудитории. Этот сервис предоставляет доступ ко всему, что может понадобиться вашему подопечному.

    Яндекс.Почта также подойдет для пожилого человека.

    Можно использовать и Мэйл.ру, но это скорее для игр, а не для отправки сообщений.

    Зарегистрируйте вашего ученика в «Одноклассниках». Сами заведите ему аккаунт, введите код активации и помогите разобраться с возможностями сайта.

    В качестве браузера можно выбрать Google Chrome. Не забудьте про AdBlock для блокировки рекламы.

    Если вы намерены обучить пожилого человека просмотру онлайн или скачиванию фильмов, то ознакомьтесь с нашими советами:

    1. Сложный способ - обучить человека пользоваться программой для скачивания.

      Вы можете скачать все самостоятельно, оговорив пожелания вашего ученика.

      Можно обучить пожилого человека пользоваться онлайн сервисами, особенно если он уже освоил азы Интернета.

    Радио онлайн — отличный сервис для пожилых людей. Его особенно ценят те, кто находится далеко от своей страны, ведь с помощью Интернета вы можете включить любую радиостанцию мира. Главное, чтобы был безлимит.

    При обучении пожилых людей компьютеру вашей задачей является упрощение всех процессов. Выведите на экран ярлыки браузеров, а в самом браузере сделайте кнопки часто посещаемых сайтов или выведите их на рабочий стол.

    Полезным будет знакомство с государственными и муниципальными сайтами, на которых можно найти полезную информацию для пожилого человека.

    Расскажите о том, как пользоваться компьютерной библиотекой. Выберите одну, только если пожилому человеку будет удобно читать книги с экрана компьютера.

    Следите за практикой пожилого человека, после обучения не все может идти гладко. Может быть ему сложно находить какие-то программы в компьютере, тогда просто выведите ярлыки на рабочий стол.

    Skype — просто необходим. Для обучения постарайтесь установить старые версии, ведь они проще. И не забудьте запретить обновления. Они могут сбить с толку пожилых людей.

    Обучите, как правильно использовать масштабирование в браузере. Для этого зажимаем клавишу Ctrl и крутим колесо мышки или Ctrl + клавиша \.

Аппаратное обеспечение

Самым оптимальным аппаратом для обучения пожилых людей признан моноблок с сенсорным экраном. Сразу исчезают вопросы с проводами, мышками и занимаемым пространством. Плюсами можно считать наличие веб камеры, микрофона, экономичное энергопотребление, большой экран, отсутствие шума.

Неплохим решением для обучения пожилых людей компьютеру станет и ноутбук. Его главное достоинство в мобильности - в отличие от ПК или моноблока его можно брать на прогулку, перемещать по дому и т.д. Ноутбук не занимает много места, его уровень шума не высок, а с тачпадом пожилые люди осваиваются даже быстрее чем с мышью. Но есть и отрицательные стороны — размер дисплея, неудобная клавиатура, высокая стоимость, не самое комфортное положение головы по отношению к экрану.

Можно проводить обучение пожилых людей и на простом ПК. Его стоимость и возможность выбора комплектации точно вас обрадуют. Из недостатков— занимает слишком большое пространство, много проводов, шумит, потребляет много энергии.

Рассмотрите и вариант обучения с помощью нетбука. Конечно он немного мал для пожилых людей, что может отрицательно сказаться как на зрении, так и на позвоночнике.

Планшетные ПК очень популярны, но не среди пожилых людей. Сенсорный экран может сопутствовать обучению пожилых людей, а вот маленький размер - нет. Но западные бабушки уже освоили этот гаджет. Скорее всего, именно планшеты станут главным помощником пожилого человека в обучении, если конечно будут представлены бюджетные варианты.

Выбор колонок зависит от ваших финансовых возможностей, но не стоит выбирать для пожилого человека самый дешевый товар в магазине.

Перед началом обучения приобретите салфетки для монитора. Покажите пожилому человеку как ими пользоваться, ведь без инструкций они могут и мокрой тряпкой помыть компьютер.

Какой выбрать монитор:

    Большой монитор — 22-23 дюйма. Они подойдут, только если есть возможность установить монитор далеко от глаз пожилого человека. Если он будет стоять близко, то это создаст сильный дискомфорт.

    Средний монитор - 18,5-19 дюймов — самый лучший выбор для обучения пожилых людей.

    Выбирайте матовый экран. Такой монитор предпочтительнее для зрения пожилых людей.

Вот, пожалуй, и все, что мы хотели рассказать про обучение для пожилых людей. Вся предоставленная информация непременно сможет помочь вам в этом сложном, но продуктивном процессе - обучении пожилых людей!

Сегодняшнюю заметку я хочу посветить роли обучения в нашей жизни, а также необходимости постоянно развиваться и осваивать новые области знаний и учиться практическим навыкам. Лично я считаю, что каждый человек может быть учителем, но стать учителем можно лишь тогда, когда ты начнешь воспринимать всех людей как учителей. Тебя же как учителя воспримет любой, когда это ему будет нужно.

Дело в том, что на сегодняшний день в процессе обучения наблюдается слишком большое превалирование теоретических знаний над практическими навыками. По большому счету, это вполне естественно, поскольку объем информации в мире ежегодно увеличивается в полтора раза. Общаясь с преподавателями, закончившими высшие учебные заведения еще в советское время я могу точно сказать, что тогда соотношение практических и теоретических дисциплин сильно отличалось от сегодняшнего. Благодаря чему из людей вырастали действительно практики, которые могли работать на реальном производстве или реально действующих объектах. На сегодняшний день же объем знаний настолько вырос, что, казалось бы, 5 лет обучения в ВУЗе становится мало, чтобы освоить все необходимое. На самом деле и не нужно. Лично я считаю, что в ближайшее время система образования зайдет в некоторого рода тупик, что приведет к полному пересмотру процесса образования в принципе. Болонская система обучения в том виде, в котором она существует в Европе - яркий тому пример.

Какие существуют пути выхода?

Я считаю, что основная задача системы образования - научить людей обучаться. Собственно, эту программу можно выполнить и в школе, а вот давать людям знания это задача не совсем корректная. Здесь получается прямое нарушение законов спроса и предложения, ведь образование - это монопольная структура, следовательно, никто не может оценить качество предоставляемого образования, и более того - оценить нужно ли в принципе человеку то, что ему преподается. Таким образом в перспективе систему образования я вижу как определенную структурированную базу знаний, где преподаватели будут отвечать за определенные направления и дисциплины, а сам процесс образования можно будет сделать пожизненным, поскольку каждый человек будет обращаться в систему образования за определенными знаниями и навыками по мере того, как они станут ему необходимы.

Однако, это достаточно далекая перспектива и процесс преобразования системы обучения может растянуться на долгие годы. Тем не менее, я могу дать одну, на мой взгляд, важную рекомендацию: обучаться поэтапно и практически применять приобретенные знания, с чем у нас сейчас большая проблема. Ведь как переводчики учат иностранный язык - общаются. Если они возьмут словарь и выучат его от этого не будет никакого смысла, лишь в процессе общения можно осознать суть языка и ощутить все тонкости его применения. Точно также и в любой другой отрасли жизни. Вы выучили что-то - примените на практике, возможно, применяя вещи на практике Вы можете получить очень неожиданный для себя результат - а именно, Вы осознаете, что поняли определенную задачу и сами нашли её решение.

Итоги

Как вывод, могу сказать, что процесс обучения никогда не останавливается выпуском из ВУЗа. Учиться нужно всегда, причем не стоит забывать о том, что предметы обучения бывают теоретические и практические, и научиться готовить, плавать, строить и т.д. - это отличные практические навыки, которые тоже можно смело возводить в ранг умений и использовать в своей жизни. Но у этих навыков есть один нюанс - никто не сможет научить Вас готовить торт кроме человека, который его уже умеет готовить, поэтому таким навыкам в жизни стоит учиться у опытных практиков. Конечно, Вы можете научиться и сами, но испортите не один продукт, сковороду и это займет намного большее количество времени. Если Вы будете воспринимать всех людей как потенциальных учителей, и сможете без стеснения сказать человеку «Вы так хорошо готовите, научите меня.» - это будет для него высшей степенью признания его умений, а для Вас - очень благодарный учитель. Желаю всем успехов в освоении знаний и умений, развивайтесь и совершенствуйтесь ежедневно, лишь так можно познать жизнь в полном объеме;-)!